Появление за последнее десятилетие большого количества экранизаций – и не просто популярной беллетристики, а многотомных циклов – наводит меня на размышления о том, сколько есть на свете интересных книг, которых я не только не читал – даже не слышал. Сравнивая кинотрилогию Джексона «Властелин Колец» с первоисточником Толкиена, или отмечая, какие куски книг Джоан Роулинг не попали на экран, или сокрушаясь с друзьями о ляпах «Волкодава» в сравнении с блестящей прозой Марии Семеновой, я понимаю, что даже самая замечательная экранизация не может порой передать дух книги, все многообразие сюжетных переплетений, наконец, не может воссоздать тот уникальный резонанс, который возникает у каждого отдельного читателя с книгой. Тем острее я чувствую, насколько ограничено мое видение фильмов по произведениям, которых я не читал. Я не пойму до конца мотивацию капитана Джека Обри из многотомного цикла «Master and Commander» Патрика О’Брайана, по которому сняли всего один фильм с Расселом Кроу «Хозяин морей: На краю земли». Я не могу
Мне сложно «с ходу» погрузиться в выдуманную параллельную вселенную, где людей сопровождают их «половинки» в образе зверей–деймонов, где по воздуху, как авиация, летают ведьмы (!), где цыгане (!!) объявляют войну, а белые медведи (!!!) одеваются в броню и сражаются за престол. Смотрю, и не знаю, кого хвалить (или ругать) за сюжетные ходы, за визуальные решения и за логику действия персонажей – то ли автора книги, то ли режиссера. Приняв на веру все условности магического мира Пулмана, мне сложно объяснить мотивацию Лиры Белаквы, отправляющуюся неизвестно куда с незнакомой тетей (даже если она хороша, как Николь Кидман), а потом без вопросов примыкающая
Словом, надо читать трилогию Пулмана. Скорее всего, тогда все встанет на свои места – и цыгане, и ведьмы, и мишки. В конце концов, цитируя Стивена Кови, «в мире уже существуют миллионы книг, и каждый год появляется еще миллион. Скорее начинайте читать!»