Довольно часто приходится видеть в различных
Когда я наблюдал подобные страстные словопрения в 3−й или 4−й раз, мне стало мниться, что дискутанты имеют ввиду совершенно разные объекты, хотя и называют их одним и тем же словом: «кинофильм». Если одни говорят о кинофильме, желающем быть прежде всего искусством, то другие говорят о кинофильме, желающем быть прежде всего аттракционом.
Понятием кино как аттракциона, театра как аттракциона пользовался еще Эйзенштейн. Вот что он пишет в записках, озаглавленных «Монтаж аттракционов»: «Аттракцион (в разрезе театра} всякий агрессивный момент театра, то есть всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего, в свою очередь в совокупности единственно обусловливающие возможность восприятия идейной стороны демонстрируемого конечного идеологического вывода. (Путь познавания через живую игру страстей специфический для театра.)
Чувственный и психологический, конечно, в том понимании непосредственной действительности, как ими орудует, напр[имер], театр Гиньоль: выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене, или соучастие действующего на сцене по телефону в кошмарном происшествии за десятки верст, или положение пьяного, чувствующего приближение гибели, и просьбы о защите которого принимаются за бред, а не в плане развертывания психологических проблем, где аттракционом является уже самая тема как таковая, существующая и действующая и в не данного действия при условии достаточной злободневности. (Ошибка, в которую впадает большинство агиттеатров, довольствуясь аттракционностью только такого порядка в своих постановках.)»
«Чувственный и психологический, конечно, в том понимании … как … выкалывание глаз или отрезывание рук и ног на сцене…» Старый, добрый Тарантино: «Зрителю гораздо интереснее наблюдать взрывающийся автомобиль, чем едущий автомобиль».«Эмоциональные потрясения»? Безусловно, да. Но, подозреваю, для того, чтобы считаться искусством этого почти всегда недостаточно. Не хочу здесь обсуждать, что такое искусство и киноискусство в частности. Вопрос этот слишком сложен и потребует подробного и продолжительного ответа. В этом тексте я хотел бы твердо утвердить лишь один момент, а именно, что, говоря о кино, следует различать кинофильмы являющиеся по преимуществу аттракционами и кинофильмы являющиеся по преимуществу артефактами киноискусства
Почему я пишу «по преимуществу»? Потому что мы вряд ли найдем фильм, который мог бы быть стопроцентно отнесен к категории чистого аттракциона или чистого киноискусства. В самом трешевом боевике профессионал увидит, возможно некачественно выполненные, но все же проявления киноискусства в плане постановки света, операторской работы, актерской игры и т.д. Точно также самый распоследний артхаус не может не использовать в своей композиции элементы монтажа аттракционов, о котором писал Эйзенштейн. Но если моменты первого обычно не заметны обычному, неподготовленному зрителю, то не заметить аттракцион, призванный совершить «эмоциональное потрясение воспринимающего», достаточно сложно.
Не хочу сказать ничего дурного