твой собственный блог
удобство пользования
прикрепление фото и файлов
абсолютно бесплатно

Чтобы создать свой блог или написать в существующий, необходимо войти или зарегистрироваться
Файлы Фото Знакомства Чат
Дневники Блоги Развлечения Кино
   
 

Жанровое своебразие Советского Кино

14.08 15:32 оставить комментарий

Как то утром на расcвете году так в 1993−м зашел на склад “СП Ваньеганнефть”, чтобы взять какой-нибудь фильм. А видеотека там была огромная около 4000 тысяч фильм. Время было золотое, дурное. В Нижневартовск на заре капитализма наехали орды американцев и канадцев, которые ни в чем себе не отказывали. Ну и новоиспеченные строители капитализма в виде офисной камарильи тоже приобщались к радостям американского образа жизни. Можно было, например, позвонить и тебе привозили телевизор, раз в месяц можно было летать в любую точку страны, каждую субботу и воcкресенье проходили кутежи на пароходе. В частности можно было взять любой фильм.

Уже измученный эпохой видеосалонов, ткунлся я было на склад и попросил “небоевик, неужастик, нетриллер, нефтанастику, непорнографию”, на что получил резонный вопрос. А что же ты тогда хочешь? Оказалось, что ничего больше нет, кроме фильма Феллини “Сатирикон”, который несмотря на мою всю горячую любовь к арт-хаусу смотреть невозможно. Нет, я вовсе не против авторского кино. Я обеими руками за, но отношение к нему у меня двоякое. С одной стороны, имеено отсюда из арт-хауса все мои самые любимые фильмы Кесьлевского, Сабо, Триреа, Бюнуэля, Кустурицы, та же “Дорога” Феллини и десятки. С другой стороны, именно здесь сконцентрировались самые для меня отвратительные — Фасбиндера, Вендерса, Джармена и так далее. Да и дело не в независимом кино.

Дело в том, что вдруг в одночасье киномир перевернулся, в один хлопок исчезло “никакое кино”. Например, мне хотелось посмотреть фильм о человеке, которому стукнул “сорокет” и от этого качается на качелях, или об учительнице, гуляющей по сталелитейному цеху заводу или об уголовнике, который только что откинулся, но его кореша посадили на пику.

Я жил в мире, где в центре существовал материк “никого” кино, а с краю приютилось жанровое, тоже любимое, в первую очередь, из-за его редкость. “Экипаж”, “Секретный эксперимент”, “Кинг-Конг” и так далее, или авторское “Полет над гнездом кукушки”, “Сталкер”. Но вдруг материк “никакого традиционного кино” ушел под воду, а остался далекий Архипелаг Арт-Хауса, а чудовище жанрового, в первую очередь, американского кино воссело на престол традиционного, реалистического кино свесив ноги и пожирая миллиарды кинозрителей на ужин.

“Никакое кино” потихоньку было вытеснено в подвал, в подполье в арт-хаус. “Арт-хаус” стал загоном для фриков, полем для экспериментов. А кое-для кого, не буду говорить для кого, слово “арт-хаус” стало бранным – говорим “арт-хаус” подразумеваем “дурдом”. Я тоже люблю щекотать себе нервы спускаясь в это подземелье, но иногда хочется вылезти не божий свет. Я тоже люблю бурю и град, но хочется еще и солнышка. А на солнышке ползают монстры Горлума и Ганнибала Лектора.

Я захотел понять что же такое “никакое” кино и понял, что ближе всего к этому образу находится мир советского кино, а также любое неамериканское кино середины века. Старое французское, венгерское, узбекское какое-угодно кино. Прежде чем разобраться с мировым венгерско-парагвайским “никаким кино”, мне было хотелось сначала разобраться с советским, как более знакомым.

“Voilа”, киноленты страны Советов ни арт-хаусом, ни сугубо жанровым кино по преимуществу не были. Не случайно в магазине Совкино стоит отдельно. Вот, вам господа хорошие, — ужасы, а вот – комедии. Вот — арт-хаус, а вот “советское кино”. Такое массовое, популярное, неинтеллектуальное, но и не “жанровое” искусство. Целая вселенная между Кинг-конгом и Солярисом.

И тут я должен сам себя опровергнуть, нет, строго говоря, советское кино было тоже жанровым, только система жанров его была полностью отлична от современной. Его жанровое своеобразие трудно описать на современном киноведческом языке. Например, в советском кино можно было бы выделить “производственный роман”. Или, возьму на себя смелость и изобрету такой жанр как “подростковое мировозреннческое кино”. Например, сюда бы я включил “Доживем до понедельника”, “Ключ без права передачи”, “Вам и не снилось” “Чучело”, “100 дней после детства”, “Точка, точка запятая”, “Курьер” и другие вещи, где томные школьники старших классов рассуждают о счастье и смысле жизни. В советском кино было много жанров, одни получили более далекое развитие другие менее.

Я сразу хочу объяснить, почему меня тянет в киноведческие дебри. Почему не разобрать по очереди “Цвет Граната”, “Звездные войны” и “Время цыган”? Зачем валить все в кучу, а затем разбирать ее на кучки поменьше? Отвечу: в кино есть два великих диктатора: Время и Пространство. Не моя вина в том, что большинство посредственных режиссеров — невольные исполнители их заказа. Да, и великие в какой-то мере — тоже. Из плена Времени и Пространства убежать невозможно. Как бы не был оригинален автор, все равно на его челе – неизгладимая печать Времени-Пространства. Для меня, да и для других, совершенно не составляет труда определить год и страну создания незнакомого фильма. Плюс-минус — два года. Плюс-минус Испания-Португалия. Точность — 95%. А ведь многие режиссеры мнили себя уникальными. Даже ослу ясно, что “Ниночка” Любича снималась на рубеже 30−40−х в США, что “Подруги” Антониони в Италии в конце 50−х, а “Сталкер” в СССР в где-то середине 70−х. Поэтому понимание кино, по моему глубокому убеждению, должно идти от понимания времени и страны создания фильма.

Возвращаясь к нашим бараном, к жанрам, я подумал, ведь на IMBD есть жанровая маркировка большинства фильмов. Мне стало любопытно: как советсткое кино видется с точки зрения IMDB. Отнюдь не считаю, что конфигурация жанров на IMDB – идеальна и совершенна. Более того, видна ее ущербность, как, например, в случае с фильмами “Морозко”, “Кин-дза-дза”, “Властелин колец”. Морозко определяется, например, через сочетание жанров Fantasy + Family. Фантазийсный смысл для семейного просмтора. Каждый октябренок в СССР мог отличить сказку от фантастики, а сейчас когда октябренок стал офис-менеджером сможет отличить и фэнтазии от сказки…

Мировое производство фильмов по условным жанрам без СССР, США и России за все время на 1 июля 2007 года

Жанр Количество упоминаний Доля
1 Драма 71660 31
2 Комедия 46479 20
3 Мелодрама 14286 6,2
4 Боевик и Экшн 13710 5,9
5 Музыкальный фильм 12132 5,2
6 Детектив или криминальный фильм 11928 5,2
7 Фильм для семейного просмотра 10054 4,3
8 Триллер 9332 4
9 Приключенческий фильм 7926 3,4
10 Мюзикл 5802 2,6
11 Фильм ужасов 5511 2,4
12 Фэнтези и сказки 5510 2,4
13 Мистика 4354 1,8
14 Научно-фантастический фильм 3789 1,6
15 Фильм о войне 3547 1,5
16 Исторический фильм 2216 1
17 Байопик 2050 0,9
18 Вестерн 1511 0,6
19 Нуар 16 0

Производство фильмов по жанрам в СССР за все время

Жанр Количество упоминаний Доля
1 Драма 2687 38
2 Комедия 865 12,1
3 Мелодрама 541 7,7
4 Фильм о войне 413 5,9
5 Фильм для семейного просмотра 408 5,9
6 Музыкальный фильм 337 4,8
7 Приключенский фильм 327 4,7
8 Детектив или криминальный фильм 294 4,2
9 Боевик и экшн 280 4
10 Мюзикл 279 4
11 Исторический фильм 195 2,8
12 Фэнтези и сказки 125 1,8
13 Байопик 103 1,5
14 Научно-фантастический 86 1,2
15 Мистика 54 0,7
16 Триллер 34 0,5
17 Фильм ужасов 6 0,1
18 Вестерн 6 0,1
19 Нуар 0 0

Производство фильмов по условным жанрам в США за все время на 1 июля 2007 года

Жанр Количество упоминаний Доля
1 Комедия 46934 26
2 Драма 43337 24
3 Фильм для семейного просмотра 9256 5,1
4 Музыкальный фильм 9136 5,1
5 Боевик 8949 5
6 Вестерн 8650 4,8
7 Триллер 7933 4,4
8 Приключенский фильм 7527 4,2
9 Мелодрама 7281 4,1
10 Детектив 6499 3,6
11 Фильм ужасов 6487 3,6
12 Научно-фантастический 4585 2,6
13 Фэнтези и сказки 3494 2
14 Мюзикл 3353 1,9
15 Байопик 2492 1,4
16 Фильм о войне 2123 1,2
17 Исторический фильм 1219 0,7
18 Нуар 429 0,3

Производство фильмов по жанрам в России после 1991 года

Жанр Количество упоминаний Доля
1 Драма 444 32,9
2 Комедия 234 17,4
3 Мелодрама 116 8,6
4 Боевик и Экшн 93 6,9
5 Детектив или криминальный фильм 84 6,2
6 Триллер 59 4,4
7 Приключенческий фильм 55 4,1
8 Фильм о войне 38 2,8
9 Фильм для семейного просмотра 34 2,5
10 Исторический фильм 34 2,5
11 Фэнтази и сказки 30 2,2
12 Мюзикл 25 1,8
13 Научно-фантастический фильм 25 1,6
14 Музыкальный фильм 24 1,8
15 Мистика 23 1,7
16 Байопик 19 1,4
17 Фильм ужасов 15 1,1
18 Вестерн 1 0,1
19 Нуар 0 0

Я бы и продолжил, но и так текст длинный, боюсь, что никто читать не будет, если кому интересно, то, могу добавить, уже страниц 15 есть думаю, что где-то 30 должно получиться к 1 ноября.

оставить комментарий оригинал статьи

Другие посты из Фильмы, новые рецензии кино.

 

Сервис и хостинг блогов FindBlog.ru. В случае обнаружения ошибок на сайте просим обращаться в администрацию.
Тел: (812)317-86-14
E-mail:
ICQ: 272208076