http://vergili.livejournal.com
Мне нравятся «художества» фон Штернберга в его «Кровавой императрице». Смотреть очередную историческую мелодраму или даже скажем шпионский адвентюр мне было бы менее интересно, чем штернберговские вариации на тему. Понимаю, что у большинства киноманов он не может вызывать особенных эмоций,
http://vergili.livejournal.com
http://vergili.livejournal.com
Ну сколько таких новых историй может оказаться? Одна, две, двадцать две
Далее идет «вечное возвращение» сюжетов, повторение мимики, эмоций, финалов. Создаются клише. Рушатся клише. Создаются клише на разрушающие клише и проч. В определенный момент начинаешь чувствовать, что переел. То есть, вот жрешь, жрешь хорошее кино (само собой, я только о таком), но потом все, ступор. У хороших режиссеров начинаешь замечать
http://vergili.livejournal.com
Но раз уж я здесь, так чуть и об АХ. Безусловно, этот парень будет нравиться куда как большему количеству людей, чем Штернберг. Не говорю, что это справедливо/несправедливо. Это нормально. И я бы удивился, случись все наоборот. Но Хичкок сотоварищи (вся, наверное, голливудская братия почти) выгладила кино настолько, что к 1960−м его совершенно уже невозможно смотреть за редким исключением. А какие фильмы, к примеру, мне нравятся из классического периода? Как это не странно, шероховатые, неправильные, странные. Выбивающиеся из общего ряда. Вне графика. Незапланированные. Вот возьмем «Дилижанс». Это же монстр
Или вот, скажем, нуар. Не, о нуаре не будем. А то вообще открываются широкие просторы, нас совсем заведет не в ту степь. Но коротко говоря, и «Сансет Блв», и «Леди из Шанхая», и «Ночь охотника» самые паранормальные нуары на свете. Они мне и нравятся больше всех остальных. Берем классический «Сокол», и он уже впечатляет меньше (да простят меня его фанаты). Великий фильм во всех смыслах. Графичный. Брутальный. Обаятельный. Но он ровный. Я его смотрел раз 5. И еще столько же раз, наверное, буду. Ничего дурного в том, что он такой ровный, конечно же, нет (ну не мог Хьюстон снять хуже, чего уж там). Но вот для меня он гладкий
Так вот. Разные неправильные режиссеры, типа Уэллса, Штернберга и вот, кстати, Уайльдера, хотя я его знаю гораздо хуже первых двух (это уж если как на духу много из него не смотрел) мне нравятся гораздо больше. Не могу тут повыпендриваться и сказать, что они создали
Хьюстон блестящий режиссер, спору нет. Но его, скажем, никогда не вставляло так, как Уэллса на «Леди из Шанхая». Поэтому Хьюстон, конечно, гений, а Уэллс величайший из великих. За 20−30 лет до разных там Феллини эти трое (может, был кто еще, я не очень знаком с тем периодом
) Уэллс, Штернберг и Уайльдер уже, можно сказать, снимали сны на пленку. Собственно, потому их фильмы нельзя сказать чтобы идеальны и органичны. Вовсе нет. Они чумовые
Я перфекционист. Но совершенство вижу не в гладкости картинки и не в виртуозности владения ремеслом (наверняка, сегодня в киношколах есть и более опытные режиссеры и операторы, чем прежние). Как зрителю/дилетанту со специфическими вкусами мне нравится отрыв режиссера от действительности. Когда режиссеры играются на съемочной площадке в сны и иллюзии. Это и есть «художества». И вот такие «художества» для меня и составляют суть кино.