Очень давно. Очень. Когда я была юна и наивна, а вокруг был Советский Союз, мне по страшному блату достались билеты на закрытую ретроспективу фильмов Пазолини. Причем не на все дни, а только на один – насколько помню, там за вечер показывали сразу два фильма. И вот, набился полный зал народу – эдаких утонченных киноманов, и симпатичный ведущий начал нам рассказывать, что за фильмы нас сегодня ожидают. Вот, говорит, мы вам покажем два фильма «Птицы большие и малые» и «Свинарник». Я, как уважающая себя утонченная особа приготовилась приобщаться к великому и слегка запретному искусству, как вдруг
«Зачем вам «Сало»? – резонно возразил ведущий, вы сначала «Свинарник» посмотрите, вас от Свинарника уже тошнить начнет». Видимо, среди присутствующих только он знал, о чем говорит. «Нас не стошнит! – возразили из зала, и тоже резонно заметили – если вас тошнило, это совсем не значит, что нас тоже будет тошнить!».
Дискуссия затягивалась. Некоторые зрители демонстративно покинули зал – мол, если вы нам не показываете «Сало», то и на фиг нам ваш Пазолини не нужен.
Но я осталась. И честно смотрела «Птиц», боясь признаться себе, что великий фильм великого режиссера кажется ужасно скучным. В итоге я не выдержала и ушла. Даже «Свинарника» не дождалась.
Домой я возвращалась печальной. Мне было стыдно собственной неразвитости, приземленности и неспособности воспринимать высокое искусство. «Вот, думала я досадливо, а если бы нам показали «Сало», я бы все поняла, я бы полюбила Пазолини! Проклятая советская цензура»