У этого фильма печальная история. В титрах вы не увидите ни фамилии Хилл (тот самый, постановщик хитов 80−х «Красная жара», «48 часов» и «Миллионы Брюстера», продюсер «Чужих»), ни фамилии Коппола. Помаявшись с полумертвым дитяткой, они сдались, и Уолтер убрал свое имя из титров, заменив его на «Томас Ли», а Коппола попросил убрать свое, хотя именно ему поручили сделать окончательный монтаж. Не помогло.
Уолтер Хилл взялся за «Сверхновую», обидевшись на продюсеров, которые создали «Чужой: Воскрешение». Он негодовал: «Мы круто завершили трилогию, поставили точку. Так нет, этим толстосумам захотелось побольше пенок!». И нашел проект, который, вполне возможно, на бумаге был новым словом в фантастике.
Создатели «Сверхновой» на стадии съемок обещали представить публике фильм, в котором будут «соединены мрачный колорит и реализм Чужого, философичность Космической одиссеи и условно-развлекательная стилистика Затерянных в космосе. Не удалось ничего. Да, спецэффекты отличные, но их так мало, что
словом, лучше посмотреть трейлер в кинотеатре, обалдеть и
фильм не смотреть. Самый крутой спецэффект: выныривание корабля Соловей из пространства, которое он сжимает. Дух захватывает! И еще рождение сверхновой. Ну, вот и вся радость. А вот поводов для раздражения завались!
Начинается фильм с обычной жизни космических путешественников: герои Бассет и Спейдера обсуждают, как груша попала в бутылку с виски, капитан пишет диссертацию о влиянии мультсериала Том и Джерри на всплеск насилия на Земле, а пилот играет в шахматы с компьютером. Бред не ослабевает ни на мгновение. Такое ощущение, что это 158 серия, и для нас все персонажи старые знакомые. Ах да, еще на корабле есть отсек, где можно заниматься сексом в невесомости. Секс покажут раза три.
Диалоги писали дауны, не иначе. Возникает ощущение, что зрителей считают наивными дураками, которые проглотят любое выражение вне контекста. С персонажами толком еще не познакомили, а сценарист уже на них с ножом. Первым гибнет капитан из-за плохой герметизации отсека для переноса прыжка в пространстве (седьмая минута фильма). Оставшиеся немного кудахчут, а потом занимаются спасением челнока. Потом злой Трой (именно его нашли в челноке) обманывает Спейдера и засылает на близлежащую планету за горючим, а сам тем временем по одному убивает членов экипажа. В финале выживают двое, воспользовавшись одной камерой. После прыжка через пространство их клетки перемешались и вновь слепились, как надо, а компьютер прощебетала: Милая, ты беременна!. Конец. Но беды были не только у сценаристов, этот проект словно был проклят.
Вот отрывок из статьи о проблемах, преследовавших проект на протяжении всего процесса создания: Кинокомпания MGM разрабатывала проект Сверхновой по сценарию Дэниела Чубы с 1996 года. MGM начала переговоры о постановке с австралийцем Джеффри Райтом, прославившимся в 1992 году фильмом Скины. В ноябре 1997−го с ним был подписан контракт, и студия объявила, что съемки начнутся в марте 1998 года. Однако буквально накануне начала съемочного периода грянул гром: Райт выбыл из проекта из-за пресловутых творческих разногласий со студией.
Судя по всему, Райт видел будущий фильм не просто фантастическим, а научно-фантастическим. Режиссер хотел, чтобы проект консультировали специалисты из НАСА. Он рассчитывал на предельную реалистичность визуального ряда, на адекватное воссоздание сцен в невесомости, на серьезную игру актеров. На студии же склонялись к более легкой, забавной и смягченной версии. Полным ходом шла постройка декораций, утрясались последние пункты в контрактах актеров Джеймса Спейдера, Патриции Аркетт, Шона Патрика Флэнери, Винсента Д’Онофрио и Робин Танни. Но режиссер ушел, и буквально за неделю до начала съемок проект был обезглавлен. По голливудским кулуарам ходили слухи, что студия не захотела, чтобы Патриция Аркетт сыграла главную женскую роль, а Райт отказался снимать фильм с другой актрисой. Говорили и прямо противоположное: что после ухода Райта несколько актеров в том числе Аркетт, Д’Онофрио и Флэнери ушли вместе с ним в знак солидарности. 17 марта 1998 года из Голливуда пришли сообщения о том, что студия предложила проект Уолтеру Хиллу и что он сразу же согласился взять в свои руки бразды правления. Впрочем, размышлять было некогда: отсчет времени до начала съемок шел уже не на недели, а на дни. Тогда же было решено, что спецэффекты для фильма будет делать фирма Кэмерона Digital Domain. Главную женскую роль предложили Дженнифер Лопес. На роль, предназначенную Флэнери, Хилл захотел взять Стивена Дорффа. Но оба исполнителя, пользуясь напряженной ситуацией, заломили такую цену, что на студии решили не увеличивать и без того разбухший бюджет и дали обратный ход.
Уже после начала съемок было объявлено, что на вакантные роли приглашены Анджела Бассет и Лу Даймонд Филлипс, эффектно разбавившие расовый состав команды негритянским и индейским компонентами.
Бюджет в итоге вырос до 90 млн. долларов (хотя на imdb данные другие), а в первый уик-энд фильм собрал всего 6 млн. Эд Вуд был бы в восторге: так дорого слеплен громоздкий и пафосный трэш. Напрашиваются аналогии с его знаменитым Планом 9 из открытого космоса. И еще можно поспорить – какой фильм хуже, если сравнивать?