Знаменитый испанский режиссёр Педро Альмодовар известен также как яркий прозаик и эссеист. В 2005 году в России вышла «Патти Дифуса и другие тексты», единственная книга его прозы, содержащая не только небольшой роман, написанный в лучших традициях его ранних фильмов, но и заметки о киноискусстве и мастерстве поданные, кстати, с иронией и сочным стёбом.
Приведу отрывок из забавного эссе «Как добиться мировой славы в кинематографе», который будет полезен не только начинающим режиссёрам, но и кинокритикам.
«ОЧЕНЬ ВАЖНО: всякий раз, собираясь на премьеру, ты должен быть твердо убежден, что фильм тебе совсем не понравится.
СРАЗУ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЛА СОБОЙ ПРОСМОТРЕННАЯ КАРТИНА:
• Если ты смертельно скучал и думал только о том, как бы смыться: «Этот фильм
• Если уцепиться вообще не за что: «Я преклоняюсь перед работой помощника режиссёра. Кто это, кто всё это проделал?»
• Если работа оператора ниже всякой критики: «Это редкостно красивый фильм».
• Если режиссер очень молод: «Фильм так и дышит свежестью».
• Если режиссер – человек пожилой: «Вот подлинная зрелость!»
• Если ты ничего не понял, да и никто другой тоже: «Как это все многозначительно!»
• Если сценарий состоит из одних общих мест: «Какая потрясающая прозрачность!»
• Если все актеры – уроды, и при этом друзья режиссера:
ТЫ. Какой необычный кастинг. Где ты подобрал таких актеров или они вообще НЕ актеры?
РЕЖИССЕР. Это мои друзья.
ТЫ. НИЧТО не сравнится с ОБЫЧНЫМИ ЛЮДЬМИ (чтобы не сказать «заурядными»). Они делают такое, на что профессиональный актер никогда бы НЕ ОСМЕЛИЛСЯ.
• Если диалоги абсолютно непонятны:
ТЫ. Ты много импровизируешь?
РЕЖИССЕР. Нет, совсем нет. Железно придерживаюсь сценария.
ТЫ. Кто бы мог подумать! Диалоги звучат так естественно, почти как в документальном кино.
РЕЖИССЕР. Так я ведь сам их пишу. Специально над ними работаю.
ТЫ. Парень, ты просто гений.»
P.S. Скачать эссе полностью можно здесь (.doc на 21 Kb в архиве).