Голливуд достаточно редко снимает "грязные" блокбастеры, поэтому каждая попытка такого рода вызывает интерес. Причем я не вкладываю в слово "грязный" какого-либо негатива - это лишь характеристика стиля, не привязанного даже к возрастным рейтингам. Можно снять фильм "только для взрослых", но он всё равно будет чистеньким и высокохудожественным.
А вот "Оверлорд" не таков.
Бастард
Думаю, ни для кого не секрет, что изначально "Оверлорд" планировался в качестве сиквела известной киносерии "Кловерфилд", однако продюсер Джей Джей Абрамс пораскинул мозгами и решил вынести этот фильм за скобки - я прекрасно понимаю почему. Кино действительно вышло на редкость трэшовое - пускай даже в хорошем смысле слова.
"Оверлорд" – это такой себе бастард благородного семейства, настоящий маргинал. Извлечь из фильма какую-то мораль или высокую идею просто невозможно, зато тут много трупов, кровищи, деформированных тел и элементов боди-хоррора. И всё это положено на уморительный сюжет в духе грайндхауса - про зловещие лаборатории нацистов времён Второй Мировой, клепающих бессмертных солдат во имя Третьего Рейха. Почти что кинокомикс, только без печатного первоисточника.
Все персонажи тут - предельно одноклеточные существа, зато временами колоритные. Особенно удачными получились как раз нацисты - они тут показаны чисто опереточными, шутовскими злодеями, чьи мотивы просты - творить зло ради зла и всегда выглядеть отвратительными уродами. Идеальное расходное мясо для какой-нибудь игрушки, типа Bloodrayne - на которую "Оверлорд" местами сильно смахивает.
Приятно-гротескным вышел и главгад. Недаром его сыграл самый именитый актёр из всего каста - Йохан Асбек. И пускай его имя-фамилия вам вряд ли что-то скажут, но вы наверняка видели этого мужика в "Игре престолов", где он изображал Эурона Грейджоя. Здесь Асбек не менее хорош в своей приторной, ультимативной злодеечности.
Кроме того фильм на удивление приятен глазу - если ваш глаз ничего не имеет против кровавых аттракционов. За неимением звезд, весь бюджет ленты был спущен на картинку, и она вышла такой, как нужно. И пускай сумма в тридцать восемь миллионов долларов сегодня уже не поражает воображение, но когда деньги потрачены с умом - это сразу чувствуется. "Оверлорд" выглядит в разы дороже, чем он есть на самом деле, приятно глянуть.
Но если перейти к недостаткам, то минус у картины фактически один, но фатальный. Кино слишком уж… ординарное. Понятно, что от трэшового хоррор-боевика про зомби-нацистов никто и не ждал откровений, однако "Оверлорд" даже карту своей трэшовости не может разыграть как следует.
В фильме нет ничего шокирующего или взрывающего мозг, нет желания выйти за рамки или нарушать правила. Для выбранного «грязного» стиля фильм слишком тусклый. Я посмотрел его вчера, а уже сегодня с трудом вспомнил его содержание - всё как в тумане. Думаю, через неделю он вообще выветрится из головы.
Так что до лавров какой-нибудь "Полыни" детище Абрамса, увы, не дотягивает. Хотя задатки были… Но трэшу в наши дни нужно быть куда смелее и агрессивнее. Достучаться до современного зрителя через насилие - задача нетривиальная. Нужно быть немного Триером, если не по паспорту, то хотя бы в душе.
Но если не ждать от "Оверлорда" чего-то особенного, а изначально воспринимать кино в качестве тупого развлечения на один вечер - картина вполне себе работает. Бравые американские негродесантники в компании томной французской няшки с огнемётом мочат зомби-нацистов в декорациях замка Wolfenstein.
С пивом потянет.
Рецензент: Мейн Хаус