Проклятие Нетфликса продолжает собирать жатву - очередной режиссёр, попавшийся в лапы к этому потоковому сервису, выдает ну оооочень странный фильм. На этот раз жертвой стал Дэн Гилрой, автор крутейшего "Стрингера".
Сразу хочу сказать, что "Бархатная бензопила" – это неплохое кино. В нём масса плюсов, а минусы далеко не сразу бросаются в глаза. Картину вполне можно глянуть, если хочется заценить что-нибудь… эдакое. Да только вот зрители встречают фильм прохладно (оценка меньше шести на IMDb и 41% на RT), да и критики весьма сдержаны в своих обзорах.
Почему так?
Самое смешное - я не знаю почему. Но с фильмом явно что-то не в порядке, он просто… неправильно работает. Как разбалансированная стиральная машина, начинающая долбить стену на высоких оборотах.
Проклятие
"Бархатная бензопила" изначально позиционировалась, как эдакий сатирический хоррор - это видно даже по трейлеру. Да только финальный фильм не впечатляет ни сатирой, ни хоррором. Ну да, Гилрой забавно показывает закулисье современного искусства - всю эту движуху критиков, арт-дилеров, владельцев галерей и прочих паразитов, наживающихся на чужом таланте. Но простите – с каких пор реалистичное отображение действительности стало именоваться сатирой? Или, может, сатиру привносит хоррорная часть картины? Да ведь тоже нет…
С хоррором у Гилроя вообще нехорошо вышло. Я прекрасно понимаю его задумку и даже вижу источники вдохновения (тут нужно обернуться на старую "Суспирию", да и вообще глядеть в сторону джиалло и старых мистери-фильмов), но ужасные сцены в "Бархатной бензопиле" всё равно не цепляют.
Они не страшные, предсказуемые, лишенные огонька и всяческого напряжения. А кроме того - обрывающиеся на самом интересном месте! Положив руку на сердце ответьте – какая из сцен убийств вас действительно впечатлила? Лично меня - никакая. Они все неизобретательны и скучны. Усмешку вызывает лишь последний эпизод - с той самой «бензопилой», но это именно что лёгкая усмешка, не более.
И опять же повторюсь - я не знаю, почему фильм выглядит таким тусклым. Ведь изначальная идея была на миллион. Да и смена стандартного хоррор сеттинга выглядит крайне свежо: вместо всяких там домов с привидениями и прочих заброшенных психбольниц Гилрой выбирает в мир современного искусства - со стерильными выставочными комплексами, причудливыми инсталляциями, дизайнерскими офисами и хаосом художественных студий. Это классно выглядит, но это не работает. Саспенса нет.
И скорее всего проблема фильма в сценарии. Мистический компонент сюжета абсолютно не раскрыт, он так и остался неразгаданной загадкой. И хотя мотив "тайны" в хорроре категорически приветствуется (сущность из фильма "Оно" тоже осталась загадкой, например), однако у Гилроя зло получилось блеклым и невыразительным. Мы не понимаем логики, по которой действует эта таинственная сущность, не понимаем, чего она хочет, как возникла и какими возможностями обладает. Почему оно убивает героев? Почему в таком порядке? Почему такими способами? Сплошные вопросы без ответов.
Да и вообще – от Гилроя ожидалось что-то большее, чем концепт "ааааа, проклятые картины, мы все умрёёёём!".
Ну ладно, ближе к финалу обзора я хочу всё-таки переключиться на позитив: "Пила" не настолько безнадёжна, как могло показаться из моего тона. Просто я немного разочарован.
А в общем и целом фильм неплох. Он приятно снят, и он отлично сыгран. Причем когда я говорю отлично - это именно ОТЛИЧНО. Просто посмотрите на Джейка Джилленхолла, который тут играет манерного бисексуального критика в хипстерских очочках - он же просто шикарен! Его мимика, движения, осанка - всё настолько отличается от его типичного образа, что актера даже сложно узнать. Удивительно, что у Джейка ещё нет оскара - его вживание в роль просто поражает.
Да и кроме него тут собрался отличный кастинг - от Джона Малковича от Наталии Дайер. Причем для каждого актёра находится своя ниша в сюжете - "Бензопила" довольно интересно структурирует повествование, так что в даже в финале довольно сложно сказать, кто был главным героем истории. У фильма несколько равнозначных персонажей, претендующих на эту роль. И это любопытно.
Короче, странное получилось кино. Немного разочаровывающее, но в то же время оригинальное на фоне других ужастиков. Пожалуй, его даже можно рекомендовать к просмотру - если вы ничего не имеете против жанровых экспериментов. Однако не ждите от "Бархатной бензопилы" чего-то экстраординарного - это далеко не шедевр.
Рецензент: Мейн Хаус