Ну что, пора уже наконец-то поиметь совесть и прекратить новогодний запой новогодние каникулы. А фильмы какого режиссёра подходят для этого лучше всего? Правильно - фильмы Джима Джармуша.
Из всех выдающихся американских авторов Джармуш, наверное, самый созерцательный и приземленный. Его фильмы настолько спокойны и просты, что на первых порах обескураживают. Но к ним почему-то хочется возвращаться снова и снова… Возвращаться за тем редким, будто осенним настроением, которым у Джармуша пронизан каждый кадр. Эдакая привлекательная меланхолия, идеальная грусть.
"Сломанные цветы" – именно такие.
Фильм часто называют трагикомедией, хотя в нём нет ничего комедийного, как нет и ничего трагичного. На мой взгляд, у этой картины нет жанра. Это артхаус. Road movie, фильм-путешествие по дороге из ниоткуда в никуда.
Короче – типичный Джармуш.
Живец
Нет, ну насколько всё-таки хорошо Джармуш структурирует свои фильмы - его прекрасному выстраиванию сюжета можно только поучиться. При том, что в "Сломанных цветах" фактически отсутствуют кульминация и развязка, а многие сцены можно менять местами без ущерба для содержания, картина всё равно кажется поразительно цельной и стройной. Это – воплощенное мастерство рассказчика.
Сюжет фильма строится на том, что стареющий ловелас в исполнении Билла Мюррея получает письмо от одной из своих бывших пассий. В этом послании, напечатанном на розовой бумаге, анонимная любовница сообщает, что двадцать лет назад она забеременела от героя и родила сына, о котором тот ни сном, ни духом.
Персонаж Мюррея абсолютно равнодушен к этой информации (как равнодушен, кажется, ко всему вокруг, включая собственную жизнь), но, благодаря энергичной агитации собственного соседа, он всё-таки пускается в путешествие с целью навестить бывших подружек.
И в этом весь фильм - в поисках авторши розового письма, герой Мюррея обходит своих старых любовниц и попадает из одной комично-неловкой сцены в другую. И всюду его преследует странный символизм розового цвета и потенциального отцовства. По иронии судьбы - у всех женщин в домах или одежде присутствуют розовые элементы, но у всех у них либо нет детей, либо одни дочери. Никаких сыновей.
Конечно, для опытных зрителей Джармуша конечный исход этого квеста будет понятен сразу, но наблюдать за тем, как автор работает с своей историей - одно удовольствие.
"Сломанные цветы" – фильм ни о чем, и в то же время обо всём. А герой Билла Мюррея настолько замкнут, флегматичен и немногословен, что зритель невольно проецирует на него собственные эмоции. Сложно сказать, что сам персонаж думает по поводу случившегося, зато картина помогает разобраться в собственных мыслях и переживаниях. В этом главная ценность Джармуша, как художника. Он не запихивает в фильм готовых мыслей и выводов - он просто предлагает поразмышлять. И это безумно увлекательный процесс, если втянуться.
Думаю, даже не нужно упоминать, что фильм поставлен просто шикарно, саундтрек божественный, и что актёрская игра – выше всяких похвал? Bad acting is bad directing, как говорят американцы, но верно и обратное - у хороших режиссёров не бывает плохо играющих актёров. Вот и в «Сломанных цветах» любого второстепенного актёра можно выдвигать на премию, ну а Билл Мюррей - он и есть Билл Мюррей. Везде хорош, чертяка.
Понятно, что "Сломанные цветы" зайдут не всем - это слишком спокойное и медитативное кино, лишенное ярко выраженного конфликта и всяческих страстей. Здесь никто не выжимает слезу и не заполняет время выяснениям отношений. В фильме нет ни семейных ценностей, ни нравоучений, ни какой-либо морали в конце. А люди, воспитанные кинокомиксами, наверняка обалдеют от того, насколько много в "Сломанных цветах" молчания и длинных-предлинных кадров, в которых вроде бы не происходит ничего важного.
Но зато это фильм, к которому ты иногда возвращаешься. Возможно, не самый лучший у этого режиссёра, но Джармуш уже давно достиг того уровня мастерства, когда сложно сказать, какой его фильм лучше, а какой хуже. И в решении этого вопроса не поможет фотофиниш.
От себя могу лишь добавить, что "Сломанные цветы" – это идеальный фильм для меланхоличного настроения. Когда в голове пусто, когда ничего не хочется делать и ни о чем не хочется думать, Джармуш - он тут как тут. Не грузит и не напрягает, а просто рассказывает свои истории.
Отлично рассказывает.
С душой.
Рецензент: Мейн Хаус