Привет, друзья! Ну что, кажется мировой кинематограф окончательно скатился в полную жоп Хотя стоп! Новый год на носу, так что долой пессимизм! Сегодня будем вспоминать только хорошие фильмы - благо, их ещё снимают. И так будет всегда, пока не вымрут все талантливые сценаристы, а перспективных режиссёров не перекупит Дисней.
Итак, восьмая ежегодная церемония вручения наград от блога "Кинотом" объявляется открытой. Это был год две тысячи восемнадцатый, и второго такого не будет.
Приступаем.
Лучший хоррор
Для хоррора этот год был довольно невзрачным. Дико жалею, что так и успел заценить новую "Суспирию", но я не думаю, что ремейк не самого лучшего итальянского ужастика может всерьёз претендовать на хоррор года. Так что пусть "Суспирия" останется за скобками - до неё я ещё доберусь.
Что до остальных фильмов, то я могу вспомнить лишь несколько любопытных проектов (и дежурно плюнуть под плинтус, где притаилось "Тихое место"), но на фоне главного ужастика года всё это мелочи. У "Реинкарнации" в этом году просто не было конкурентов. И пускай фильм не производит такого ошеломительного впечатления, как "Ведьма" или "Февраль", однако это всё равно мощнейшее жанровое кино, очень интересное и прекрасно снятое. Абсолютный царь этой тёмной горы.
Короче, три отрубленные головы и мрачный кукольный домик получает Ари Астер за "Реинкарнацию" -- лучший хоррор 2018 года.
Лучший боевик
Мне могут сказать, что неправильно называть боевиком года фильм, в котором экшена наберётся минут на пять. Но я возражаю - дело ведь не в количестве экшена, а в его качестве. В новаторстве, если хотите. Именно поэтому лучшим боевиком года лично для меня стал "Апгрейд".
Уже давно я не видел такой хорошей операторской работы в боевых сценах. Камера, словно в видеоиграх, намертво привязана к главному герою, она повторяет движения тела - все наклоны, перевороты, удары. Добавив к этой операторской особенности очень специфичную, бесчеловечно-эффективную хореографию драк, мы получаем зрелище, которое вы просто должны посмотреть.
Беспилотный автомобиль и вживленный в руку дробовик получает Ли Уоннелл за "Апгрейд" - лучший боевик 2018 года.
Лучший триллер
Если и есть одно главное качество, которым обязан обладать первоклассный триллер, то имя ему -- непредсказуемость. И здесь у "Отеля «Эль Рояль» соперников не было.
Не раз и не два я подскакивал на кресле и подвывал от счастья, потому что на экране творилось что-то такое, чего я просто не ожидал. С киноманами такое встречается крайне редко - мы видели уже абсолютно всё, нас трудно удивить. Но у Дрю Годдарда получилось. Вот смотришь ты его фильм, и кажется, будто знаешь, что случится дальше, но - БУМ! - сюжет извивается в ошеломительном твисте, и кино, злобно хохоча, убегает в противоположную сторону.
"Эль Рояль" в кои-то веки дарит заветную радость незнания - и это просто прекрасно. А для триллера - прекрасно вдвойне.
Полное отпущение грехов и виниловый диск с песней "Hush" получает Дрю Годдард за фильм "Ничего хорошего в отеле Эль Рояль" -- лучший триллер 2018 года.
Лучшая фантастика
Ещё одна категория, где был один явный чемпион, которому никто так и не бросил перчатку.
"Аннигиляция" -- один из немногих фильмов в этом году, подаривших мне ощущение настоящей киношной магии. Я смотрел этот фильм как завороженный -- это абсолютный киноманский гипноз и удовольствие от проделанного путешествия.
Кроме того картина откровенно неглупая - вымирающий образчик того, что ещё можно назвать научной фантастикой и не скривиться.
Татуировку со смыслом и зажигательную гранату получает Алекс Гарленд за "Аннигиляцию" -- лучшую фантастику 2018 года.
Лучшая драма
Одна из тех категорий, что заставила меня призадуматься. Претендентов было много, и все очень разные. Но в итоге я выбираю фильм "Рома" от Альфонсо Куарона.
"Рома" -- это очень большое кино. Большое и величественное. Это абсолютно киноманский продукт, созданный для людей знающих и понимающих - я убеждён, что человек посторонний не увидит в картине вообще ничего интересного. Но людей насмотренных "Рома" покоряет сразу - покоряет абсолютно сумасшедшей, многослойной организацией кадра и обилием деталей. Камера заглатывает объективом столько пространства, что его даже сложно осмыслить.
"Рома" -- это тот фильм, на котором можно и нужно учиться режиссуре. Куарон в очередной раз доказал, что он большой мастер своего дела и один из самых выдающихся современных режиссёров. И если у американской киноакадемии есть хоть немного совести, именно "Рома" должен получить оскар. Потому что… ну… потому что это искусство.
Старый Форд-Гэлэкси и полнейшее почтение получает Альфонсо Куарон за фильм "Рома" -- лучшую драму 2018 года.
Лучший артхаус
Уж чего-чего, а хороших независимых фильмов в этом году было немало, и выбрать из них единственного фаворита я просто не в состоянии. Так что придётся разделить награду между двумя картинами - между "Домом, который построил Джек" и "Имитацией девушки".
Даже если бы я захотел, я бы вряд ли нашел два столь контрастных фильма - один чисто мужской, другой чисто женский. Один страшный, другой грустный. Тёмный и светлый. Большой и громыхающий против тихого, едва незаметного.
Но оба фильм мне очень понравились, задели за живое, удивили. И если вы хотите понять, как чувствует себя авторское кино сегодня, то вам придётся посмотреть обе картины.
Пулю с цельнометаллической оболочкой и нотную тетрадку делят Ларс фон Триер и Наташа Кермани за фильмы "Дом, который построил Джек" и "Имитация девушки" -- лучшие артхаусные ленты 2018 года.
Лучший блокбастер
Не сомневаюсь, что многие будут разочарованы и даже оскорблены моим выбором, но какая номинация - такой и выбор. Да, я больной ублюдок, мои вкусы весьма специфичны -- и новый «Хищник» в них вполне укладывается.
Фильм смелый, смешной, кровавый, в меру непредсказуемый. Он пролетает настолько быстро, что даже обидно становится. Мне было приятно его смотреть. Потому что мне надоели унылые кинокомиксы. Надоели туфтовые многосерийные боевички и тупорылые поделки для детей. Надоела стерильность и всеугодность.
Да, новый "Хищник" -- это во многом плохое кино, и его нельзя даже ставить в один ряд с шедеврами жанра, но по крайней мере это блокбастер, у которого есть яйца.
В общем, лоботомированную инопланетную собаку и наплечную плазмопушку получает Шейн Блэк за "Хищника" -- лучший блокбастер 2018 года.
Разочарование года
С разочарованиями у меня каждый год полный порядок - дерьма выходит с избытком, есть в чем поковыряться. Но если и был в этом году фильм, чьё конечное качество радикально разошлось с моими ожиданиями, то это "Апостол".
Понятно, что это не такой уж и плохой фильм. Но не этого ждали от Гаррета Эванса -- парень способен на большее. "Апостол" же получился бессвязным и унылым. Это кино, которое просто скучно смотреть. Которое ничем не удивляет. Это потраченный впустую потенциал и парад упущенных возможностей. Это - разочарование.
Ящик гнилых томатов и мешок вздохов получает Гаррет Эванс за фильм "Апостол" -- главное разочарование 2018 года.
Самый странный
Признаюсь - эту номинацию я придумал исключительно ради одного-единственного фильма - "Под Сильвер-лэйк" от Дэвида Роберта Митчелла.
Я не знаю, что думать про это кино. Это настолько странное, непонятное и переусложненное зрелище, что его невозможно ни любить, ни ненавидеть. Параноидальный и конспиративный фильм-нуар, чей сюжет настолько закручен, что возникает устойчивое впечатление, будто автор сам в нём запутался.
Но опять же - его не получается просто так взять и забыть. Потому что фильм не глуп. И он прекрасно снят. У него много достоинств и много недостатков. И главное - он непонятен. Лично для меня. Это гвоздь, забитый в голову.
Так что недоумённый взгляд и вопрос "Какого чёрта тут происходит?!" получает в свой адрес Дэвид Роберт Митчелл за фильм "Под Сильвер-лэйк" -- самый странный фильм года.
Самый красивый
Красота - в глазах смотрящего. И лично мои глаза в уходящем году не видели ничего красивее "Ромы". По сути, в разговоре о лучшей драме, я уже сказал всё - это шикарно снятое кино. Каждый его кадр можно рассматривать несколько минут - словно хорошую картину.
Разумеется, это очень бытовая и приземлённая красота: "Рома" не сверкает неоном, в нём нет ошеломительных визуальных эффектов или невероятной стилизации. Это - красота настоящей живописи.
Билет на старое кино и поездку на море получает Альфонсо Куарон за "Рому" -- самое красивое кино 2018 года.
Лучший саундтрек
Уже второй год подряд в этой категории приходится чествовать неоригинальные саундтреки, но что поделать? У "Отеля Эль Рояль" настолько отлично подобрана музыка, что не отметить её просто невозможно.
Более того - музыка здесь местами вписана в сюжет, а не просто звучит за кадром - это нужно отметить отдельно. После этого фильма я заново открыл для себя Deep Purple - слушал их Hush несколько дней подряд, на повторе. Блин, умели же раньше музыку делать!
Лучшая экшен-сцена
Логично, что в лучшем боевике были и лучшие боевые сцены. Но выбрать какую-то одну из них я не могу - все хороши. Так что лучше посмотрите фильм целиком, он того стоит.
Лучший сюжет
Не каждый год в Голливуде снимается фильм, который студийные боссы считают «слишком интеллектуальным» для массового зрителя. К счастью, в случае "Аннигиляции" сценаристу-режиссёру Алексу Гарленду и продюсеру Скотту Рудину удалось защитить своё детище и избежать перемонтажа. В результате мы увидели именно режиссёрскую версию "Аннигиляции", и она прекрасна. Над этим фильмом действительно можно подумать. Большая редкость в наше время.
Мутировавшего медведя и стакан воды получает Алекс Гарленд за сценарий "Аннигиляции" -- лучший сюжет 2018 года.
Лучший мужской персонаж
Редко когда интроверты становятся главными героями фильмов, и редко когда такие фильмы выходят удачными. Но у Райана Гослинга в "Человеке на Луне" всё получилось.
Гослинг превосходно играет реального космонавта Нила Армстронга - играет скупо и немногословно, прямо как нужно. Но при всей своей замкнутости и будто некой отрешенности, персонаж получается глубоким и живым. На его образе держится целый фильм, и этого дорогого стоит.
Билет на Луну получает Райан Гослинг за роль Нила Армстронга - лучшего мужского персонажа 2018 года.
Лучший женский персонаж
Обожаю актрису Лорен Эшли Картер, и наконец-то вышел фильм, за который я могу её отметить.
В "Имитации девушки" Лорен играет сразу две роли - «актрису» Джулианну и её странного доппельгангера. Обе роли просто отличные, в её персонажей веришь и сопереживаешь им. Превосходная актёрская игра, превосходные персонажи. Добавить нечего.
Лучики добра и пожелания звёздной карьеры получает Лорен Эшли Картер за роль Джулианны - лучшего женского персонажа 2018 года.
Лучший злодей
В этой номинации всё было понятно чуть ли не до премьеры фильма. А уж после просмотра двух мнений вообще быть не может. Маньяк Джек в зловещем исполнении Мэтта Диллона - самый чудовищный злодей этого года.
Джек - абсолютный психопат, его действия рождают оторопь, а в его поведение веришь безоговорочно. Мэтт Диллон проделал просто титаническую работу, просто растворившись в своём герое. И когда на него смотришь, ты никогда не увидишь актёра - только лишь Джека, и это очень круто и страшно.
Домик из трупов и автомобильную поездку по берегам Стикса получает Мэтт Диллон за роль Джека - лучшего злодея 2018 года.
Герой года
И в этой номинации я знал победителя уже давно - с тех пор, как посмотрел картину "Преступление в маленьком городе". Её центральный персонаж - нуарный детектив Майк в блистательном исполнении Джона Хоукса, он и становится героем года.
Майк здесь просто отличный! Хоукс вкладывает в своего персонаж столько энергии и харизмы, что фильм преображается буквально с каждой минутой хронометража. Майк шикарен - он действительно герой, в классическом понимании термина. И хотя начинает он как опустившийся алкоголик, грязный и неприятный, но ближе к финалу ты понимаешь, что золотое сердце и принципиальность значат куда больше, чем любые одёжки. Отличный персонаж и отличная роль. Браво!
Лицензию частного детектива и новый костюм получает Джон Хоукс за роль Майка - лучшего героя 2018 года.
Специальное упоминание
В этой номинации я хочу упомянуть фильмы, которые ещё не встречались в этом списке, но тоже достойны упоминания.
Остров собак
Прекрасный кукольный мультик от Уэса Андерсона. И пускай мне он понравился значительно меньше игровых фильмов того же режиссёра, однако "Остров собак" всё равно был заметным событием в этом году. Хорошая, взрослая полнометражная анимация встречается слишком редко, чтобы ее пропускать.
Не оставляй следов
Отличная психологическая драма, очень болезненная и пронзительная. Казалось бы - в фильме толком ничего не происходит, а герои почти всегда молчат, но картина всё равно вышла глубокой. Мощнейшая атмосфера, потрясающая созерцательность и сильная идея - в этом фильме есть всё. А ещё в нём есть бесподобная игра двух главных актёров - Бена Фостера и юной Томасин Маккензи.
Фильм легко мог претендовать на лучшую драму - и наверняка бы выиграл, если бы не "Рома". Так что если вы любите хорошие, содержательные картины, где показывается куда больше, чем рассказывается, то не проходите мимо.
Придержи тьму
Очень, очень, очень странное кино от Джереми Солнье. Отличный артхаус (уступивший моим фаворитам лишь чуть-чуть), да и просто весьма красивый, мрачный и небанальный фильм. Рекомендую охотникам за подлинной оригинальностью.
Привет из прошлого
В этой номинации собраны лучшие фильмы прошлых лет, которые я посмотрел только в этом году
Пикник у висячей скалы (1975)
Наверное, это вообще лучший фильм, что я видел в этом году.
"Пикник" -- фильм-загадка и волшебный фокус в одном флаконе. Атмосфера просто… внеземная. Это кино с большой буквы К.
Мне сложно подобрать слова, чтобы полнее описать этот фильм. Точнее, я могу подобрать лишь одно слово - Волшебство.
А теперь не смотри (1973)
Превосходный классический триллер, смешанный с фильмом ужасов. Я очень рад, что раскопал в залежах старых картин такой драгоценный бриллиант.
Пожалуй, именно за просмотром "А теперь не смотри" начинают посещать всякие неудобные мысли о современной деградации "страшного жанра". Могли ведь раньше ужасы снимать - на таком уровне качества, что их можно по фестивалям возить. Настолько это превосходно. Не то, что сейчас…
Дело храбрых (2017)
Пожалуй, это самый грустный и человечный фильм прошлого года - я очень сожалею, что не посмотрел "Дело храбрых" в 2017-м - фильму наверняка бы нашлось место в прошлогоднем топе. Это сильная, красивая и очень трогательная картина - одна из немногих, после которых слёзы на глаза наворачиваются. Да и снято так, что можно лишь только развести руками - бесподобно.
А вот здесь, дамы и господа, я вынужден запнуться. Назвать лучший фильм года я не могу.
Слишком много хороших и разноплановых картин вышло за последние 12 месяцев, но не было среди них такого фильма, который бы заметно возвышался над остальными. И нет у меня абсолютного победителя, увы.
Поэтому я назову лишь список из пяти лучших картин этого года - по моему мнению. Список без ранжировки, просто по алфавиту. Лучший фильм наверняка прячется где-то среди них:
- Аннигиляция
- Дом, который построил Джек
- Не оставляй следов
- Ничего хорошего в отеле Эль-Рояль
- Рома
***
Вот и всё.
Огромное спасибо моим читателям!
Спасибо за ваши комментарии.
Спасибо за ваши донаты.
Спасибо за то, что вы у меня есть.
С новым годом, друзья! Увидимся в следующем году.
С уважением,
Мейн Хаус