Голливуд уже много лет назад взял курс на унификацию культурных стандартов - да оно и неудивительно. Эта тенденция вполне укладывается в политику глобализации, да и чисто экономически так делать выгодно - ведь куда проще продавать фильмы, понятные людям во всём мире, чем производить кино для ограниченной национальной аудитории.
Тем не менее даже в Голливуде иногда появляются фильмы для внутреннего пользования. Чисто американский продукт для американской аудитории, вообще никому неинтересный за рубежом (кроме разнообразных фестивалей оф кос).
И типичным фильмом такого рода является "Черный клановец" от небезызвестного режиссера Спайка Ли. Кино, на мой взгляд, максимально близко приблизилось к той границе, за которой начинается чудовищная пропаганда, а искусство перестает существовать в любой форме. При этом мне, как иностранцу, сложно судить заступил ли фильм за грань допустимого - с этим пусть разбираются американцы. Но оценить чисто смысловые и кинематографические ценности "Чёрного клановца"… почему бы и нет? Фильм в любом случае небезынтересный. Даже чисто как документ.
Make Hollywood great again!
Но прежде, чем поговорить о самой картине, нужно поставить точку в идеологическом вопросе - нет, я не считаю "Черного клановца" совсем уж отбитой пропагандой. Но в то же время глупо отрицать, что фильм как минимум… ангажированный. И черного режиссёра Спайка Ли тоже сложно назвать нейтральной стороной - этот парень топит за черных братьев так, как в Голливуде никто не топил до него.
Однако Спайк Ли – профессионал, и его фильм продвигает свои ценности не настолько топорно, чтобы вызывать подлинное отвращение. Местами режиссёр и вовсе проводит параллели между Ку-Клукс-Кланом и какими-нибудь Черными пантерами (не фильмом, нет), показывая, что любая ненависть отвратительна, и язык у неё - един.
Тем не менее забавно наблюдать, как все черные парни в фильме показаны эдакими няшками-симпатяжками со "светлыми лицами", а на клановцев даже смешно глядеть - каждый первый явный социопат, а каждый второй - тупой реднек на грани умственной неполноценности. И женщины туда же: все чернокожие героини красивы и привлекательны, а единственная белая баба - именно что баба, жирная и отвратительная.
А уж в конце Спайк Ли и вовсе срывается с нейтрального тона, вставляя документальные кадры из современной истории и кивая на Трампа - дескать, вот он, современный клановец. Выглядит это крайне глупо.
Ну да ладно - нужно всё-таки перейти к самому фильму.
А он получился... ни рыба, ни мясо. Вроде бы "Клановец" основан на реальной истории про то, как негр-полицейский внедрился в местную ячейку ККК посредством телефона и выдавал себя за расиста. Ситуация более чем забавная на самом деле, но фильм реализует её потенциал на троечку. Ни юмористический, ни триллерный компоненты толком не работают. Всё слишком слабо и слишком уклончиво.
Многие сюжетные моменты просто не могут не вызывать вопросы, особенно ближе к финалу - в непременной сцене разоблачения двойного агента. Обычно в подобных фильмах это самые напряженные эпизоды, буквально истекающие саспенсом - как вычисляют "крота", как заводят его в ловушку, как всё идёт не по плану… Но в "Клановце" просто появляется какой-то левый чувак, который и раскрывает все карты. Очень, блин, интересно!
То же самое касается "романтической" линии, кучи ненужных, выпадающих из действия персонажей и некоторых других аспектов сюжета. Всё это - дерьмовая работа и дерьмовая драматургия.
Тем не менее фильм не настолько уж плох. На "Клановца" работает отличная стилизация под семидесятые, классная музыка, хороший визуал и достойная актёрская игра. Встречаются прям вот отличные кадры и мощные сцены.
Да и вообще фильм скорее стоит посмотреть, чем игнорить. Пусть это и узкоспециализированный продукт для конкретной целевой аудитории, но всегда полезно попробовать то, чем кормят других - чтобы распознать вкус, когда этой дрянью начнут кормить тебя. Да и вообще - если кто-то хочет в непринужденной обстановке разобраться, почему США так штормит от расовых столкновений - "Черный клановец" может в этом помочь.
Рецензент: Мейн Хаус