Скорее всего эта рецензия окажется предельно вымученной и скучной. И всё по одной простой причине: я бы вряд ли написал обзор на "Молодого папу", если бы опрометчиво не пообещал этого в комментариях. Более того - я бы его никогда и не досмотрел. Я мучил этот сериал без малого неделю, и с каждым днём мне всё менее и менее хотелось узнать, чем всё кончится.
Но сегодня тот самый случай, когда нужно собрать в кулак весь свой профессионализм, и не просто поделиться впечатлениями от сериала, а хоть как-то их проанализировать. Даже чисто для себя. Иначе потраченное на сериал время будет потрачено зря.
Young pope
Сразу скажу, что если у вас создалось впечатление, будто сериал ужасен, то поспешу его развеять - "Молодой папа" отнюдь не плох. Более того - режиссёр Паоло Соррентино, имхо, относится к той категории режиссёров, которые не смогут снять что-то плохое, даже если очень сильно постараются.
И если взять даже чисто эстетическую сторону картины, то "Молодой папа" уже способен радовать и вдохновлять благодарных зрителей. Кадры построены просто безукоризненно, а мягкий монтаж задает просто идеальный темп. Но всего этого от Соррентино можно было ждать, поэтому лично меня больше всего поразила музыка, и вообще - звук. Сам я не отличаюсь большим вкусом в подборе музыки, и меня поражает способность некоторых людей находить идеальное звучание для своих сцен. Музыка настолько гармонично и удачно дополняет визуальный ряд, что о лучшем сочетании даже мечтать нельзя.
Более того, Соррентино очень удачно играется и с атмосферой - а это отнюдь не эквивалентно созданию просто красивой картинки. "Молодой папа" – шоу очень настроенческое и вкрадчивое, проникнутое духом тех мест, о которых идёт речь, умеющее работать с эмоциями и мельчайшими деталями. Это тонкая работа, даже и добавить нечего.
И даже на этом достоинства сериала не исчерпываются. "Молодой папа" может похвастаться и шикарной актёрской игрой, и искусно прописанными характерами, и неким особым любопытством, которое и привлекает к сериалу - всегда ведь интересно поглазеть, как работают вещи, о которых ты не имеешь никакого представления. Вот "Молодой папа" и показывает закулисье папского престола и католической церкви – и если вас всегда глодало любопытство относительно бытовых условий жития Папы Римского, то сериал станет для вас источником настоящего удовольствия.
Однако, как говорил Нед Старк - «Всё, что сказано до слова "но" – чушь собачья». И вот пришло время мне сказать своё НО.
Но
Как вы могли заметить, до сих пор я абсолютно ничего не сказал о сюжете. И тут я ступаю на тонкий лёд, потому что сценарий "Молодого папы" тоже не настолько ужасен, чтобы мучить сериал целую неделю. Он скорее относится к категории чистой вкусовщины, и сразу признаюсь - я не фанат таких историй и такого метода их изложения.
"Молодой папа" – безумно скучен. Это настолько нудное и неинтересное зрелище, что иногда просто приходилось перебарывать себя, чтобы смотреть дальше.
Разговоры, разговоры, разговоры, разговоры, разговоры, разговоры… В сериале целыми сериями реально ничего не происходит. Сплошная болтология и проповеди.
При этом вот серьёзно - я очень люблю диалоги в кино, это одна из самых важных частей киноязыка. Хороший диалог - это услада для ушей и лучший инструмент для развития сюжета. Работает почище любого экшена.
Но плохой диалог - это скука смертная.
И нет, в "Молодом папе" не всякий диалог плох - просто большинство здешних речей никак не двигают историю. Мне, конечно, можно возразить - дескать, диалоги нужны не только для этого. Диалоги могут раскрывать характеры, создавать атмосферу и тэ дэ…
Да, безусловно. Но сколько можно раскрывать характеры и создавать атмосферу? Десять часов подряд? Простите, но моё терпение начало лопаться уже на третьей-четвёртой серии. И сериал начал ускользать.
Вы знаете этот эффект - когда читаешь скучный текст, а потом внезапно задумываешься о чем-то своём, и через пару минут обнаруживаешь, что не помнишь ни слова из того, о чем только что прочитал. В итоге приходится возвращаться на пару абзацев выше и перечитывать. С "Молодым папой" у меня было так же - приходилось реально отматывать назад и переслушивать, о чем же всё-таки говорили герои.
При этом формально в сериале есть и интриги, и конфликты, и личные драмы - но всё это настолько тусклое, поверхностное, вымученное и невыразительное, что порождает не мысли о высоком, а банальную скуку. Никакого сопереживания героям нет и в помине. Просто не самые плохие (и не самые хорошие) люди десять часов подряд "претирают" о высоком. Этим, конечно, можно восхищаться, но блин - что-то не хочется.
Кроме того в действительно хороших драмах герои должны действовать на пределе своих возможностей и испытывать ощутимый риск. Не обязательно риск для жизни, но что-то такое, что заставляет их бросаться в бой. Мотивация – это топливо любого конфликта. Над героем должен висеть меч. Но в "Молодом папе" герои ничем не рискуют - как максимум уехать на Аляску или лишиться тёплого местечка в Риме. Это и есть вся угроза.
Конечно, есть ещё вера и церковь, но это настолько слабые и призрачные категории мотивации, что лично меня эта грань фильма не тронула – ну никак. И даже если бы на сериальный Ватикан и правда рухнул летящий в заставке метеорит, превратив всех главных героев в кровавую кашу, я бы не испытал никаких эмоций вообще. Ну может быть лишь возрадовался бы - наконец-то в сериале хоть что-то произошло, помимо бесконечной болтовни.
Вообще, опенинг очень точно отражает впечатление от сериала. Вернее, не столько сам опенинг, сколько звучащий на его фоне кавер отличной песни All Along The Watchtower. Так вот, из песни взято лишь вступление, которое бесконечно повторяется, никогда не срываясь ни в последующий гитарный запил, ни завершаясь вокалом. Оставлено лишь зацикленное до бесконечности вступление, которое никак не находит своего развития. И в этом весь сериал - зацикленный клубок конфликтов, которые завершаются ничем. Вот серьёзно - к чему пришел первый сезон в финале? Да ни к чему - смотрите продолжение.
Нет, спасибо. Лично я не буду.
А ещё забавно, что при всей кажущейся скандальности этого проекта (папа римский курит! матерится! не верит в бога!), "Молодой папа" внезапно оказывается самым процерковным произведением, что я вообще видел в жизни. Можно, конечно, спорить и доказывать, что Соррентино честно показал все недостатки католической церкви, покопался в её проблемах, да и вообще – среди его героев нет картонных святых. Это чистая правда. Но ведь именно такой вот аккуратный, искренний подход и отличает качественное произведение от дебильной агитки.
Но лично для меня предельно очевидно, что "Молодой папа" – это яркое процерковное произведение. Точно так же, например, как "В центре внимания" – контр-церковное.
И эта про-церковность – ещё одна дополнительная точка соскальзывания моего интереса. А для других зрителей всё окажется ровно наоборот.
В общем, такой вот сериал. Никакого внятного вердикта вынести не могу. Это круто сделано, но убийственно скучно и лично мне - не интересно ни в малейшей степени. И если первые несколько серий держали меня за счёт того самого любопытства к церковному закулисью, за счёт актёрской игры и талантливого исполнения, то на последних эпизодах я думал, что зазеваю себя до смерти.
Рецензент: Мейн Хаус