От меня достаточно редко ускользает смысл художественных фильмов, но сегодня именно такой случай.
Обычно кино, даже очень сложное и запутанное, всегда выглядит понятным - если не на уровне сценария, то на уровне общего впечатления или эмоций. Да, отдельные сцены в фильмах-головоломках а-ля Линч могут обескураживать своей загадочностью, но общий смысл даже самых сюрреалистичных картин я обычно улавливаю с лёгкостью. В конце концов это искусство, а не высшая математика.
Но лента "Кажется, мы остались одни" оказалась крепким орешком. Прекрасная режиссёрша Рид Морано создала картину не столько запутанную, сколько странную (в плохом смысле слова), и я абсолютно не понял, что же она хотела мне сказать.
Weirdmageddon
За последние лет пятнадцать популярность такого сеттинга, как постапокалипсис взлетела просто до небес. Были рассмотрены самые разные (и самые причудливые) варианты конца света, причем рассмотрены в самом разном ключе. Мы видели драмы и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Видели блокбастерные концы света и небольшие инди-"кончики". Черт, в сеттинге постапокалипсиса даже комедии были!
Соответственно, за это время успел сложиться огромный массив штампов. И вот на этих самых штампах Рид Морано и пытается играть в своём фильме.
Наверное.
"Кажется, мы остались одни" начинается довольно типично и предсказуемо. Все люди внезапно умерли и остался лишь один Питер Динклейдж, который живёт в опустевшем мире и наводит порядок в своём родном городке, очищая дома от трупов и борясь с подступающим хаосом. Но наслаждаться всеми прелестями постапокалипсиса ему мешает появившаяся из ниоткуда юная блондинка, которая лишь увеличивает энтропию в тихом, мёртвом городке.
Примерно две трети фильма развиваются исключительно предсказуемо - я бы даже сказал до тошноты предсказуемо. Рид Морано с лёгкостью создаёт артхаусный вариант фильма "Я – легенда" – без монстров, зато с карликом вместо Уилла Смита, и с Эль Фаннинг вместо немецкой овчарки.
Но в последней трети картины со сценарием начинает происходить нечто такое, что разрушает любые зрительские ожидания. Не беспокойтесь, я не буду спойлерить, но вы сами всё поймёте, когда посмотрите это кино. Такое впечатление, что в определённый момент стройная схема фильма ломается, и он сломя голову устремляется в ином направлении, где вскоре и заканчивается. Подобная смена… направления воспринимается очень неоднозначно - её отмечают почти во всех западных рецензиях, что я читал.
И в результате из вроде бы предсказуемой постапокалиптической мелодрамы получился очень странный мутант - фильм с двумя головами, каждая из которых вещает на свой лад. Это здорово дезориентирует.
При этом я вполне допускаю мысль, что это не с фильмом что-то не так, а со мной. В конце концов Рид Морано снимает достаточно сложно и утонченно, сразу отрезая широкую аудиторию неимоверной тягучестью и гипнотичной образностью видеоряда. В её фильмах очень мало разговоров, зато много длинных кадров, много деталей и много атмосферы. В этом плане "Кажется, мы остались одни" – практически идеальное кино.
Но что касается смысла - тут я пас. В отличие от потрясающей, трогательной и болезненной "Луговой страны", новый фильм от Рид Морано кажется непонятным и не до конца продуманным. Сложно даже сказать, какие чувства рождают главные герои.
Так что в данном случае я воспользуюсь своим правом не ставить никаких оценок. Это именно то кино, после просмотра которого ты сидишь и чешешь затылок, не понимая - то ли ты дурак, то ли кто-то ещё.
Рецензент: Мейн Хаус