Единственная вещь, которую я четко уяснил за долгие годы разнузданного киноманства, это как отличить шедевр от просто хорошего фильма.
Ответ, как всегда, примитивен: шедевр работает в синергии, его невозможно разложить на составные части. Когда какое-то кино предлагает тебе нечто большее, чем сумму составных частей, когда картина воздействует на тебя на чуть более высоком уровне, чем сочетание истории, видеоряда и звуков - вот тогда это шедевр.
Именно такие фильмы с успехом проходят проверку временем, потому что спецэффекты могут устареть, музыка – выйти из моды, история может показаться чуточку наивной спустя десятилетия, но вот странное, добавочное эмоциональное воздействие шедевра - оно останется навсегда. Это и есть великая киношная магия.
И картина "А теперь не смотри" наделена этой магией сполна.
Таки посмотри
Прошу простить за несколько пафосный тон - такое со мной бывает, когда удается посмотреть реально шикарное кино. А в том, что Николас Роуг снял именно такое - у меня сомнений нет.
Причем забавно, что сперва я был настроен скептически. Не особо внятный пролог не обещал ничего увлекательного, да и первое время ты только и делаешь, что обращаешь внимание на всякие недостатки. Там музыка не очень подходящая, тут кадр можно было лучше снять, и эй - не слишком ли долго раскачивается это кино? Когда уже завертится сюжет?
Но Николас Роуг владеет своим материалом просто превосходно, и со временем происходящее на экране поглощает тебя полностью, скрывая возрастные "морщинки" фильма за слоем густого саспенса и бесподобной атмосферой.
Режиссуру Роуга сложно охарактеризовать как-то иначе, чем "великолепная". В своих лучших сценах "А теперь не смотри" поднимается до уровня Дэвида Линча, и фильм становится беспричинно страшным. Вроде бы на экране и не показывают ничего ужасного, а тебе всё равно делается жутко.
Казалось бы - в фильме даже сюжетная линия выражена не настолько сильно, чтобы создавать настоящий триллерный саспенс, но Роугу всё равно это удаётся. Ты чувствуешь, как над семейной парой сгущаются тучи, а вокруг сжимается кольцо непонятной угрозы - абсолютно невидимой, но очень ярко проявляющей себя. Странные цепочки событий, загадочные встречи, подозрительные люди вокруг и угрожающий город в ожидании зимы. И нельзя ткнуть пальцем и сказать - вот она, опасность. Этого в фильме нет. Зло растворено в атмосфере, как оно часто и бывает. И неясно откуда придёт беда.
К слову о городе: Роугу нужно было дать отдельную премию хотя бы за то, как показана в фильме Венеция – этот туристический рай, который всегда изображается как что-то идиллическое, безумно прекрасное и неизменно романтическое. Так вот, Венеция в фильме Роуга - это отвратительная, обшарпанная ДЫРА, состоящая из грязных стен, ветхих зданий, пустых улиц и кишащих крысами каналов, ржавых лодок и страшных каменных рож на фасадах, глядящих на тебя прямо из тёмного средневековья. Какое-то безумное гниющее барокко.
И во всём этом нет нарочитости или искусственности - тут решает именно точка зрения. Роуг смотрит на Венецию под совершенно особым углом, и туристический рай на полтора часа превращается в сырой и туманный ад, заполненный тенями и шорохами в переулках.
Да и вообще - про фильм можно много рассказывать. Несмотря на заметно устаревшую матчасть, кино работает как нужно. В том числе и сюжетно - "А теперь не смотри" поставлено по рассказу отличной писательницы Дафны Дю Морье, которая знала толк в первоклассных триллерах.
Правда зайдёт фильм далеко не всем - он слишком уж специфичен. Роуг работает с достаточно узкой аудиторией, и фильм сложно назвать типовым ужастиком или мистическим триллером. По настроению он очень близок к работам Поланского (см. "Жилец" и вообще всю "квартирную трилогию") или того же Линча - я почти уверен, что последний если и не вдохновлялся картиной Роуга, то как минимум хорошо с ней знаком.
Вообще, "А теперь не смотри" относится к той небольшой категории картин, которые кажутся всё лучше и лучше, когда ты обдумываешь их после просмотра. Обычные фильмы уже через полчаса начинают казаться не такими яркими, но тут обратный случай - Don`t look now лишь разгорается в твоём воображении после просмотра.
И я ставлю десятку вполне осознавая, что у картины есть проблемы. Не всегда уместная музыка, некоторая наигранность отдельных сцен, откровенно устаревшие кадры…
Недостатки есть. Просто в данном случае они не имеют никакого значения.
Рецензент: Мейн Хаус