Признаться, было страшно пересматривать это кино.
"Сканнеров" я видел один раз в глубоком детстве, мне было лет шесть или семь, и тогда фильм произвёл просто колоссальное впечатление – его энергетика запомнилась навсегда. Scanners завораживали и пугали, фильм казался сгустком зла и запоминался непонятным внутренним опустошением и обжигающей холодностью. Я очень боялся, что повторное знакомство с ним разрушит эти детские впечатления.
Самое смешное - фильму удалось разрушить почти всё, кроме этого самого впечатления. Как ни крути, но "Сканнеры" изрядно устарели - с высоты 2018 года некоторые сцены перевариваются очень тяжело, а местами на картину стыдно смотреть. Нелепые автомобили, взрывающиеся от первого толчка; несуразные специальные эффекты огнестрельных ранений и увечий, уморительное "хакерство"…
Но картина полностью сохранила свой эмоциональный багаж - уж он-то плесенью не покрылся! И пускай сейчас я не могу назвать "Сканнеров" такими уж страшными, но всё равно это крайне неуютное кино. Зловещее и мрачное, полностью лишенное простой человеческой теплоты и довольно жутковатое.
Mindfuck
Надо сказать, что львиная доля обаяния "Сканнеров" заключается в фирменном почерке режиссёра Дэвида Кроненберга, и скорее всего именно поэтому на это кино никогда не снимут ремейк – далеко не факт, что эту харизму удалось бы повторить. У авторов "Глаза разума", например, не получилось – они передрали из «Сканнеров» всё, что только можно, но на выходе получилась почти несмотрибельная, скучная чушь.
Оригинал совсем другой.
Первое, чем сразу поражает лента Кроненберга – своей бескомпромиссностью и резвым стартом. Никто ничего не объясняет, в фильме происходит куча страшных и непонятных событий, и режиссёр лишь потом снисходит до некоторых объяснений. Да и то - многое приходится додумывать самостоятельно, откровенного разжевывания в фильме минимум.
Кроме того Scanners очень жестокое и бездушное кино - для Кроненберга это вообще характерно. Во всём фильме отсутствуют простые человеческие переживания, каких-то социальных связей (вроде дружбы и любви) не показано вовсе, а персонажи мотивированы отчасти разумом, а отчасти непонятно чем - какими-то внутренними целями и желаниями, которые не раскрываются зрителям. Это, с одной стороны, затрудняет сопереживание, но с другой – работает на атмосферу отчужденности.
Естественно, на ту же мельницу льют воду саундтрек и визуальный ряд. Действие "Сканнеров" полностью разворачивается на ночных улицах, в метро, в больницах, офисах и каких-то сумрачных подвалах, где вокруг лишь бетон, кирпичи и стекло. Человеческие жилища показаны лишь мельком, на улице зима и умирающая природа, всё серо-зелёное, безжизненное, а единственным теплым цветом является зловещий тёмно-красный.
А ещё в сюжете вообще никак не представлена полиция и прочие государственные конторы, из-за чего возникает устойчивое ощущение вакуума власти и полнейшей безнаказанности. Уже в начале ленты ты понимаешь, что действие "Сканнеров" разворачивается в некой параллельной рельности, где миром правят корпорации - эдакий прото-киберпанк.
И весь этот техногенный ужас идеально ложится на сюжет о «сканнерах» - человеческих мутантах, способных "линковаться" к нервной системе других людей и делать с ними разные вещи, в диапазоне от чтения мыслей до взрыва головы.
Но даже тут чувствуется привкус эпохи. В современных сюжетах такого рода "сканнеры" были бы супергероями. Но у Кроненберга это именно выродки и социопаты, выпадающие из человеческого сообщества на всех уровнях взаимодействия. Концентрация неприятия тут даже посильнее, чем в "Людях-икс", да и сами телепатические способности обходятся очень дорого - сканнеры испытывают постоянную боль, с трудом переносят толпу, и рано или поздно сходят с ума или становятся наркоманами.
Подобная концепция весьма сильно бьет по мозгам. И хотя "Сканнеры" это чистейший научно-фантастический триллер, его принято записывать в фильмы ужасов - настолько сильное впечатление он производит.
Конечно же сюжет картины порядком устарел, а отдельные сцены активно смехотворны, но "Сканнеры" и по сей день остаются фильмом, из которого можно черпать вдохновение. А жуткая атмосфера не выгорела даже спустя тридцать семь лет со дня премьеры.
Старое кино, но очень уж круто сваренное. Я одобряю.
Рецензент: Мейн Хаус