Австралийцы Джеймс Ван и Ли Уоннелл прославились ещё в 2004 году, сняв знаменитую "Пилу" – сценарий написан ими совместно, Ван режиссировал, а Уоннел исполнил главную роль. Но с тех пор карьера друзей пошла немного разными путями - поскольку режиссёрам обычно и достаётся вся слава за фильм, Ван быстро сделал отличную карьеру в Голливуде, выпекая один кассовый хит за другим. И сегодня он один из самых востребованных режиссеров Фабрики грёз, которому доверяют дорогущие блокбастеры, вроде "Форсажа" и прочих "Акваменов".
Карьера Уоннела пошла другим путём - он, конечно, тоже все эти годы ворон не считал, но похвастаться может лишь сценариями для фильмов своего друга. Но в 2018 году Ли Уоннел наконец-то решил, что хватит с него оставаться в тени товарища, и срежиссировал собственный фильм - тот самый "Апгрейд". И хотя фильм не снискал кассового успеха, зато получил отличные отзывы от критиков и теплый прием у зрителей.
От себя могу добавить, что полностью разделяю эту всеобщую благосклонность: Upgrade – весьма крепкое и интересное жанровое кино. Развлекательное до мозга костей, но отнюдь не тупое.
We have a knife too
Забавно всё-таки, как небольшие бюджеты подстёгивают авторское воображение. Тот же Джеймс Ван, получив на руки сотни миллионов долларов, вдруг растерял свой авторский стиль и стал выпекать абсолютно никчемные блокбастеры, которые с двух шагов не отличишь от кучи дерьма. Просто посмотрите на трейлер "Аквамена" – всякие слова тут неуместны.
Уоннел же, имея на руках чуть больше трёх миллионов долларов, вынужден вертеться ужом, выдумывая, как сделать фильм красивым и увлекательным. И подобное верчение даёт свои плоды - "Апгрейд" настолько добротный фантастический триллер, насколько это вообще возможно.
Кстати, это именно триллер. По трейлеру могло сложиться впечатление, будто Upgrade - это бесконечная череда экшен-сцен, но на деле это не так. Фильм Уоннела - киберпанковский триллер о мести, восходящий к самой классике жанра, и немного похожий на ранний фильм того же Вана - на отличный "Смертный приговор". Впрочем, все фильмы этого жанра немного похожи - некие злодеи убивают родственника главного героя (или причиняют ему зло иным образом), и он начинает находить подонков по очереди и жестоко их карать.
При этом честь и хвала Уоннелу за тщательный подход к делу - несмотря на в целом предсказуемую фабулу, "Апгрейд" припас за пазухой несколько внезапных твистов, самым крутым из которых является концовка. Она логичная и она отличная, сполна искупающая все жанровые клише, мелькавшие в фильме до этого.
Экшен также прекрасен - его немного, а сами драки не очень продолжительные, но это строго оправдано концепцией фильма. В конце концов мордобой под управлением искусственного интеллекта и должен быть скоротечным. Герой действует с максимальной эффективностью, и затягивать бои при таком посыле было бы преступлением.
Кроме того приятное впечатление производят сеттинг и художественный дизайн. Уонеллу буквально за копейки удалось создать интересный мир будущего - мрачный и немного нуарный, стильный и строго практичный. Ничего лишнего, никакой мишуры, всё на своих местах.
При этом да - кино не идеальное, и "Апгрейд" при любых раскладах тяжело назвать шедевром. Но в то же время это именно тот фильм, при просмотре которого ты вообще не смотришь на часы, а через некоторое время вспоминаешь картину с теплотой - возвращаясь к ней снова, чтобы насладиться отдельными сценами.
Прекрасное развлечение на вечер, да и просто добротный фантастический триллер. Ли Уоннелл - молодец.
Рецензент: Мейн Хаус