Постоянные читатели блога прекрасно знают о моём отношении к аниме, так что повторяться не буду - достаточно почитать рецензии на "Берсерка" и "Эксперименты Лейн", и всё станет понятно.
Но было одно древнее аниме, которое я хотел посмотреть ещё с середины двухтысячных, но всё никак не решался. В те далёкие времена, когда интернет был дорог, а мир был не настолько безумным, я качал фильмы преимущественно с сайта городской локальной сети, где администраторы регулярно выкладывали новинки. И вот однажды на этот сайт упало аниме Perfect Blue, чья аннотация моментально обращала на себя внимание - её можно было легко спутать с нормальным фильмом.
Возможно, фанаты со мной не согласятся, но по моим наблюдениям в девяти случаях из десяти аниме можно распознать уже по описанию сюжета - не зная названия и не видя ни одного кадра. Есть что-то такое, что отличает японские мультики от западной продукции… Не буду говорить что именно (дабы никого не оскорблять), но факт есть факт - отличия присутствуют.
Так вот, при чтении аннотации Perfect Blue я даже не поверил, что это аниме. Сюжет показался на удивление здравым и глубоким: начинающая актриса, преследование фанатом, письма с угрозами… Как я потом выяснил, всё это неспроста - Perfect Blue основан не на комиксах, а на книге, да и изначально его должны были снимать именно как игровой фильм с живыми актёрами. Возможно, именно поэтому это аниме так отличается от своих собратьев.
И, забегая вперёд, скажу, что это одно из первых аниме, которое мне вообще понравилось. Без лютых восторгов, но "Идеальную грусть" было очень интересно смотреть. В мультфильме нет привычных элементов аниме, нет чудовищных, гипертрофированных эмоций и охуи...ных историй про школьников, которые спасают мир.
Здесь просто есть история. Причем очень даже неплохая – с характерами, мотивациями и продуманными конфликтами. Полный фарш, короче. Всё по-взрослому.
Perfect anime
С высоты 2018 года сюжет Perfect Blue отнюдь не поражает воображение - он довольно предсказуем и движется строго в русле типичного психологического триллера. Но сегодня я охотно дам скидку на возраст ленты.
В 1998 году "Грусть" наверняка смотрелась куда выигрышнее - Даррен Аронофски ещё не снял своего "Чёрного лебедя", Линч не снял "Малхолланд драйв", да и вообще – зрителей ещё не перекормили всеми этими психотриллерами про то, как человек трогается умом. И уж тем более ничего подобного ещё не было в мультипликации – по крайней мере я точно не видел.
Ну да ладно, пускай в «Идеальной грусти» и не самый сильный сюжет в мире, зато он чертовски хорошо подан - как раз тот случай, когда режиссура вытягивает если не всё, то очень многое. И если сценарий Perfect blue вас не зацепит, то изящную постановку вы наверняка оцените.
Лично у меня сложилось впечатление, что режиссёр Сатоси Кон фанател от Алана Мура и его принципов организации комикса, поскольку в "Грусти" мы видим именно его - типичный муровский ассоциативный монтаж. И он исполнен просто шикарно.
Сюжетных линий в картине несколько, но все они настолько умело переплетены, что "переключение" между ними доставляет истинное удовольствие - причем не только эстетическое. Умелое манипулирование событиями приводит к тому, что в определённый момент зритель запутывается, что происходит на экране - и эта растерянность вполне коррелирует с чувствами главной героини, которая тоже перестаёт отличать реальность от собственных снов и галлюцинаций. Происходящее на экране словно расплывается, становится зыбким и непрочным, будто почва уходит из-под ног – и это очень сильное и пугающее ощущение. Далеко не каждый фильм способен создать такую тягучую, ирреальную атмосферу полусна, не скатываясь в сумбур или откровенный сюр.
Так вот, Сатоси Кон - смог. И это роднит его… ну если не с Дэвидом Линчем, то уж точно с Дарреном Аронофски, чей "Чёрный лебедь" теперь кажется эдакой своеобразной творческой калькой с Perfect Blue.
Что до рисунка, анимации, звуков и прочих технических аспектов, то анимеха хоть и выглядят немного устаревшей, но именно что "немного". Никакого ощущения примитивности матчасть не вызывает - в отличие от того же "Берсерка" или "Лейн", где отдельные кадры просто раздражали меня своей ущербностью. В Perfect Blue с этим всё нормально - аниме выглядит на свой возраст, но не более того.
Да и в целом мультфильм полностью удался. Если уж "Идеальная грусть" сумела зацепить даже такого хейтера, как я, значит это аниме чего-нибудь, да стоит. Очень достойная работа - такой вот взрослой мультипликации хотелось бы видеть побольше.
Рецензент: Мейн Хаус