Кажется, в какой-то из старых рецензий я уже выражал своё уважение компании А24, но не грех и повториться.
А24 основана не так давно - всего лишь в 2012 году, но она практически моментально заняла чуть ли не лидирующее положение среди прокатчиков независимых фильмов (наряду с Fox Searchlight). Фильмы от А24 - это почти всегда что-то интересное, полностью авторское и независимое. Редкий образчик фирмы, явно болеющей за искусство, а не за деньги - чтобы в этом убедиться, достаточно полистать списки выпущенных ими фильмов.
"Жаркие летние ночи" вполне укладываются в философию А24 - это типичное инди-кино, режиссёрский и сценарный дебют Элайджи Байнума, да и просто весьма своеобразная картина под настроение. Дивная смесь романа воспитания, романтической мелодрамы про первую любовь, модной нынче тоски по прошлому, а также криминального фильма про наркотраффик.
Coming of age
Вообще, в "Жарких ночах" не так уж много подлинной новизны - возможно поэтому критики и встретили этот фильм довольно прохладно. В картине действительно много клише, но тут скорее нужно обратить внимание не на сами штампы, а на их замечательное использование. Любовные линии переплетаются с наркоторговлей и ностальгическими нотками. Типичные герои попадают в нетипичные ситуации, и наоборот.
Настроение фильма постоянно колеблется - от сентиментально-возвышенного, радостного, до плотско-циничного, очень тёмного и трагичного. Несмотря на ретроспективную сущность "Ночей", фильм начисто лишен идеализма или какого-либо приукрашивания - напротив, романтические герои матерятся и "дуют" наркотики, их характеры насыщены отрицательными чертами, да и в целом фильм довольно реалистичен. Рейтинг строго 18+
Сам сценарий очень неплох - да, действие в нём не бежит сломя голову, и фильм получился предельно размеренным и ленивым, словно греющийся на солнце кот, но сюжет всё равно хорош. Он держит внимание, отлично раскрывает характеры и двигает историю вперёд. За исключением нескольких сомнительных допущений и не самой удачной открытой концовки, всё очень и очень здорово.
Классно изображена эпоха - как в декорациях, так и мелких деталях. Причем забавно, что на дворе уже не восьмидесятые, а девяностые, так что ретровейва в саундтреке можно не ждать. Но стилизация и правда годная, любо-дорого глянуть.
Да и вообще фильм снят крайне умело. Поскольку это дебютная работа, можно представить, как тот же Элайджа Байнум подолгу продумывал каждый кадр - как он должен выглядеть и какое впечатление производить. Никакого конвейерного мышления, всё выглядит очень классно. И даже некоторые распространенные визуальные приемы всё равно приходятся ко двору.
И нельзя не отметить актёрскую игру - кастинг у "Ночей" подобрался замечательный. Популярный в последнее время Тимоти Шаламе не разочаровал и тут, тем более, что экранную пару ему на этот раз составлял не великовозрастный гей, а милаха Майка Монро, на которую всегда приятно смотреть. Порадовали и другие отличные актёры в небольших ролях - Томас Джейн и Уильям Фихтнер вписались в киношку просто идеально.
В целом мне как-то сложно говорить о серьёзных минусах этой ленты. Конечно же "Ночи" не идеальны, да и о том, что кино снято дебютантом вполне можно догадаться - чувствуется некоторая неуверенность в постановке. Но в то же время фильм очень душевный и красивый, пропитанный зыбкой атмосферой американских девяностых и знойного лета в ожидании осенних штормов. Получилось очень круто.
Если нужны образцы для сравнения, то "Жаркие летние ночи" немного похожи на "Захватывающее время" (опять А24) или на картину "Хорошо быть тихоней" от Стивена Чбоски. Не худшие образцы для сравнения, согласитесь.
И хотя фильм тяжело назвать каким-то шедевром, и смотреть его стоит исключительно под настроение, но если вы любите и цените качественные независимые ленты, то "Жаркие ночи" могут подарить немало приятных эмоций.
Хорошее кино.
Рецензент: Мейн Хаус