Мало кто знает, но в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века одной из главных съёмочных площадок в Европе и кузницей киношных инноваций была Италия. Местный кинематограф развивался просто взрывными темпами, клепая фильмы на экспорт и активно экспериментируя с формой и жанрами. Именно в эту пору зажглись многие итальянские звёзды с мировым именем (тот же Феллини), но что особенно важно - итальянские эксперименты дали жизнь целым новым жанрам, вроде спагетти-вестерна или джиалло.
Но особенный ренессанс испытывали в ту пору фильмы ужасов.
Семена хоррора, упав на плодородную итальянскую землю, дали совершенно необычные всходы - в Голливуде такое вообще не произрастало. И можно вспомнить огромное количество культовых режиссёров и культовых ужастиков, которые во многом и сформировали современное лицо жанра. И одним из таких хорроров безусловно является "Суспирия" за авторством небезызвестного Дарио Ардженто.
Спагетти-хоррор
Сразу нужно сказать, что у меня довольно смешанное впечатление, как о "Суспирии", так и о творческих талантах самого Дарио Ардженто. При всём своём энтузиазме и фанатичной увлеченности, этот постановщик обладает весьма странными вкусами и сомнительными режиссёрскими навыками. У Ардженто отвратительно играют актёры, все его постановки неизменно похожи на какой-то очень любительский театр, он очень склонен к китчу и фиглярству, а уж способностей рассказчика у него вообще нет, имхо.
Тем не менее в 1977 году видимо звёзды сошлись в небе над Италией, в четверг пошел дождь, в лесу что-то сдохло, а на горе кто-то засвистел, потому что Ардженто вдруг снял "Суспирию", где все недостатки его режиссёрского стиля вдруг обратились достоинствами, а само кино получилось таким странным, вычурным и эстетичным, что мгновенно стало культовым. В этом году готовится его голливудский ремейк, так что я решил пересмотреть "Суспирию" на свежую голову и поделиться кое-какими мыслями.
Первое, что бросается в глаза - это невероятно яркий и нарочито цветастый стиль картины – просто посмотрите на скриншоты к этому обзору и всё станет понятным.
Издавна почему-то бытует мнение, что фильмы ужасов должны быть блеклыми и чуть ли не монохромными, типа это идеальная гамма для хоррора. Выгоревшие, мрачные и болотные цвета, различные оттенки тлена и ржавчины, а также депрессивная сине-зелёная гамма - вот цвета современных ужасов. И под стать этому подбирается и весь остальной видеоряд - хоррор выбирает для себя заброшенные и уничтоженные локации, всякие старые дома, пыльные подвалы и тёмные катакомбы, затянутые паутиной чердаки и грязные, подёрнутые туманом улицы. И мы к этому настолько привыкли, что воспринимаем как данное. И даже ремейк "Суспирии", судя по тизеру, снят именно в таком стиле.
Но Ардженто полностью отрицает эту концепцию, причем отрицает весьма успешно. Оригинальная "Суспирия" – это невообразимо красочное кино. Сейчас бы его назвали "неоновым", но на самом деле "Суспирия" в разы экспрессивнее работает с цветом, чем какой-нибудь Рефн. Фильм расцвечен красно-сине-фиолетовыми цветами, которые психоделически смешиваются и режут кадр на части. Да и само действие разворачивается не на каких-то задворках, а в итальянской балетной школе, посреди сумасшедших интерьеров в стиле ар-деко - с геометрическими узорами на стенах, ломанными, будто ступенчатыми формами, цветными витражами и вездесущими зеркалами.
Конечно, визуальный стиль "Суспирии" может отпугнуть или отвратить своей крикливой, воистину попугайной раскраской, но можно сказать одно - если вы видели этот фильм, то вряд ли его забудете. Он просто не похож ни на что другое.
То же самое касается звука - саундтрек крайне экстравагантен. И насчет него у меня тоже двойственное ощущение. С одной стороны - мне дико нравится главная музыкальная тема картины. Она волнующая, сказочная, безумно прекрасная. Но в то же время, когда начинается смертоубийство, саундтрек превращается в совершенно идиотскую какофонию из громких звуков, как будто кого-то насилуют прямо на барабанной установке. Некоторым зрителям это страшно нравится, но подобная грубость не для моих ушей - при просмотре даже приходилось делать звук потише, когда начинался "экшен".
Что до сюжета и хоррор-элементов, то здесь Ардженто мало чем удивляет - его кино до одури простое и на удивление бессвязное. Если с холодной головой разложить весь фильм по полочкам, то можно легко заметить, что отдельные сюжетные ветки в картине просто не нужны - они никак не развиваются и ничем не заканчиваются. Они присутствуют в фильме, чтобы добавлять ему хронометража и загадочности. Частично это работает, но только частично.
Впрочем, есть в "Суспирии" и отличные моменты - в частности, хорошо использован типичный для жанра mystery сюжетный ход, когда главный герой (а вместе с ним и зрители) внезапно становится свидетелем неких событий, полного смысла которых он не понимает, но впоследствии этот момент является ключом к решению загадки. Ардженто использовал этот прием в своей дебютной "Птице с хрустальным оперением", применяет он его и здесь. Это интересно.
Но именно в плане хоррора фильм, пожалуй, устарел больше всего. Вам может понравиться и визуал, и звук, и сюжет, и подчеркнуто нереалистичная игра симпатичных актрис, но скорее всего "Суспирия" не испугает вас ни на одну секунду. Кривляния некоторых девушек в "страшных" сценах могут вызвать скорее смех (просто пересмотрите момент первого убийства, когда жертву припечатывают к стеклу - по современным меркам это выглядит исключительно пародийной сценкой), кроме того бросается в глаза абсолютная дешевизна спецэффектов и недостоверность (даже нелепость) всей жести. Малиновая, похожая на краску кровь сегодня скорее улыбает, чем пугает. Но что поделать - время разрушает всё.
В целом же "Суспирию" вполне можно рекомендовать к просмотру фанатам ужасов. И пускай это очень странное, заметно устаревшее кино, и сегодняшний зритель его скорее возненавидит, чем полюбит, но в то же время это очень увлекательный эксперимент с формой. Эксперимент очень важный, ломающий шаблоны и доказывающий, что хорроры не обязательно должны быть угрюмыми. "Суспирия" – это один из столпов жанра, и хотя удовольствия от знакомства с картиной никто не гарантирует, пропустить её было бы ошибкой.
Рецензент: Мейн Хаус