Год назад я проводил опрос на больную тему "Почему современные фильмы такое дерьмо?", но удовлетворительного для себя ответа так и не нашел. Кризис идей, кризис руководства, экономические проблемы, вырождение - всё это имеет место быть, но даже сообща они не объясняют такую резкую и необъяснимую деградацию.
Взять, например, «Тихое место». Киношка, не заслуживающая ничего большего, кроме как пинка под зад и грубого слова вдогонку, вдруг становится кассовым хитом, а критики и зрители строятся в очередь, чтобы облизать её с ног до головы. Семёрка на Кинопоиске. Восьмёрка на IMDb. 95% на RT… девяносто пять! Сборы - далеко за триста миллионов.
Вот что тут можно сказать?
Да, я знаю, что медленно, но верно превращаюсь в скучного, брюзжащего критикана, которому ничего не нравится, но с этим вам придётся смириться, потому что молчать я не могу.
Тихий ужас
Начну с плюсов. Их ровно два.
Плюс .–1 – "Тихое место" хорошо снято. Прямые руки оператора и осветителя в сочетании с профессионализмом цеха реквизита и качественными визуальными эффектами создают картинку, на которую не стыдно смотреть. Ничего не трясётся, не мерцает и не мельтешит – приятно глянуть. Кадр и не тёмный, и не светлый – такой, как надо. Да и в целом картина выглядит заметно дороже своего семнадцатимиллионного бюджета, это всегда приятно.
Плюс .–2 - ладные актёры. Никто не бесит (даже детишки), а неизменно шикарная Эмили Блант и вовсе украшает фильм своим присутствием. Не "Место" красит человека, а человек - "Место", хе-хе.
Вот и всё. На этом плюсы исчерпываются и начинается нечто такое, что сложно описать без спойлеров. Поэтому если кино вы не смотрели, то мотайте в конец рецензии, к вердикту.
Осторожно - спойлеры!
Знаете, я многое готов простить фильмам, если вижу в них что-то оригинальное. И "Тихое место" по трейлерам казалось именно такой картиной - с изюминкой. Да и посмотревшие ленту зрители наперебой рассказывали, какое это концептуальное кино, и вообще - "такого раньше не было".
Вы это серьёзно? Прямо совсем-совсем не было?
"Тихое место" – штампованный сай-фай хоррор про монстров, наследующий такому количеству предшественников, что отыскать свежий кадр в нём – задача нетривиальная. Ужастиков про "чудовищ с дефектом" – их уже миллион. Нельзя зажигать свет, нельзя гасить свет, нельзя становиться на землю, нельзя закрывать глаза, нельзя есть селёдку с молоком, нельзя то, нельзя сё. В "Тихом месте", например, нельзя шуметь. И что тут оригинального?
Но даже взяв за основу простецкую и всем понятную концепцию, режиссёр Джон Красински не смог её вытянуть.
Знаете, чем на самом деле отличается "Тихое место" от предшественников? Поразительной тупизной и бессвязностью. А ещё отсутствием житейской логики и элементарной драматургии.
Допустим, вы не смотрели фильм, но всё равно читаете этот раздел. Вот вам задачка: цивилизация уничтожена слепыми монстрами, которые бросаются на любой громкий звук, но при этом непроходимо тупы. Вопрос: где вы поселитесь в этом мире? Какое место для жилья выберете?
Звукоизолированную музыкальную студию? Надежный подвал со стальной дверью? Банковское хранилище? Верхний этаж небоскрёба? Домик на острове? Яхту или корабль? Бомбоубежище? Дом у излучины реки или водопада, чтобы шум воды маскировал ваши бытовые звуки?
Нет, это слишком просто. Лучше жить в уединенной хибаре со скрипящими половицами – в хибаре, которая стоит в такой глуши, что по ночам звук разносится на много километров.
Задача номер два: вы выживаете вдвоем с женой и троицей малолетних отпрысков. Ваш младший сын только что убит. Вокруг вас куча монстров, бросающихся на любой чих. Вопрос: чего вы ни в к коем случае не будете делать?
Варианты перечислять не буду, сразу дам правильный ответ: вы не будете заводить ещё одного ребёнка. Потому что кричащий и беспокойный младенец - это самоубийство и приговор всем, кто находится с ним рядом.
Но надо понимать, что героям "Тихого места" слишком скучно играть в жизнь на уровне Easy - они предпочитают хардкор. Ну и в итоге именно его и получают.
Вообще, из таких задачек по фильму можно составить толстенный учебник. Кино на каждом шагу вызывает вопросы. Каждые три минуты происходит что-то глупое, невнятное или бессмысленное.
Боже, и я ведь не требую какого-то сверхреализма… Я не сажусь за просмотр с целью до чего-нибудь доклепаться. Просто не тычьте мне глупостями в глаза, дайте внятный сюжет, нормальных героев, и я уже не буду рыскать по темным углам, выискивая недостатки. В общем, если в начале фильма вы четко обозначаете, что броня монстров абсолютно неуязвима для пуль и бомб, то пожалуйста - ПОЖАЛУЙСТА - пусть в конце фильма монстра не убивают с одного выстрела из обычного дробовика.
Но "Тихое место" просто не может не портачить…
Но даже проблемы с логикой не так страшны на фоне кромешной безыдейности ленты. Ну то есть проблема выживания - всегда интересная тема для кинематографа, да только выживанию тоже нужен внутренний драматизм. Возьмите любой подобный фильм - и вы найдёте там ЦЕЛЬ. Герои не просто выживают, у них есть некоторая идея, которая ими движет. Найти безопасное место. Найти других выживших. Добраться до транспорта. Добраться до любимого человека, попавшего в беду. Найти лекарство от болезни. Убить главного монстра.
Это ведь азы драматургии. И раньше даже самые посредственные режиссёры интуитивно чувствовали такие вещи. Но только не Джон Красински. У его персонажей никакой цели нет. Нет мотивации. Нет конфликта. Герои просто забились в свой скрипучий домик и целый год там сидят.
В начале ещё показано, что глава семейства обшаривает радиоэфир, чтобы найти другие группы выживших, ведёт какие-то наблюдения за монстрами (как-то ведь он обнаружил, что их всего трое в окрестностях?), но даже эта ниточка не получает никакого развития. Герои просто болтаются, как дерьмо в проруби, а потом решают усложнить себе жизнь, родив ребёнка. Зачем? Почему? Как отважились на такой шаг? На что надеялись?
Я не знаю. Этих вопросов лучше вообще не задавать.
Единственный внятный драматический конфликт фильма - это недопонимание между дочерью и отцом. Потенциально – неплохо, но как же убого это реализовано в фильме… Красински в каждом интервью заявляет, что фильм об ответственности родителей за детей, о любви, о самопожертвовании ради детей и всё в таком духе. Как же эта тема раскрывается в кино? Да никак! Его герои не заботятся о детях. Чувак за год (!) даже не нашел времени, чтобы сказать дочке, что любит её и не винит в гибели сына.
Вот как это можно проглотить и не подавиться?
Я уж молчу про удивительную пассивность героев и их неспособность проявить интеллект в противостоянии с монстрами. Даже если принять на веру, что тварей нельзя убить из огнестрела - ну неужели нельзя ничего другого придумать? Судя по их повадкам, вам противостоят даже не животные, а чисто насекомые – тупые и необучаемые.
Но вы-то люди! Когда-то это звучало гордо… И герои были героями не только в драматическом смысле этого слова, но и в бытовом. Нынешние же герои считают своим долгом лишь плакаться, обмазываться соплями и показушно страдать. Режиссёры поколения Y оказались страшными нытиками, это факт.
Взять хотя бы "Дрожь земли" – фильм с полностью аналогичной концепцией, только монстры гораздо крупнее, опаснее, умнее; плюс их нельзя увидеть и их тупо больше, чем в "Тихом месте". И что же? Всего за один день, применив элементарную смекалку, герои поубивали их всех. Всех! Потому что думали башкой, анализировали, наблюдали и рассуждали - т.е. применяли процессы, недоступные персонажам современных ужастиков.
Герой "Тихого места" знай себе посыпает дорожки песком, палит сигнальные костры и обматывает участок красными лампочками (не спрашивайте… я не знаю зачем). При этом он явно талантливый элетронщик, и мог бы придумать просто массу интересных ловушек. Блин, да просто поставь ты по периметру простейшие сирены-ревуны с таймером, которые периодически будут орать на всю округу, гоняя монстров от одного ретранслятора к другому, уводя тварей подальше от дома.
Или поставь медвежьи капканы - ну серьезно, чем они плохи? Не убьют, так будут болтаться на ногах, не давая монстрам бегать. Твари настолько глупы, что их вообще не проблема уничтожить, или хотя бы изолировать.
Но ничего этого в "Тихом месте" нет.
Как нет и никакого страха!
Сраные скримеры приедаются просто моментально, а монстры даже близко никакого ужаса не вызывают. Они обычные хищники, эдакие сухопутные акулы. Их даже сложно считать каким-то осмысленным злом – они скорее природная стихия. Смертельно опасная, но не страшная.
Конец спойлеров
И что в итоге?
А в итоге "Тихое место" оказалось примитивным хоррором категории Б, да ещё и с предельно идиотским сценарием. Раньше такую чушь даже в кинотеатры не пускали, а сегодня это кассовый рекордсмен.
В который раз убеждаюсь, что если современный хоррор начинает собирать неприлично большую кассу, то с ним что-то не так. Всюду, где пьёт толпа, родники отравлены.
Рецензент: Мейн Хаус