Музыкант, писатель и телеведущий Олег Нестеров о телеканале "Время", самом необычном съёмочном дне и нестареющих фильмах.
У группы "Мегаполис" и Олега Нестерова своя аудитория, которая расширилась благодаря телеканалу "Время", где Нестеров подтверждает свой звездный статус, работая телеведущим. новом телесезоне на радость киноманам "Время" запускает новую программу - "Жизнь как в кино". Нестеров сравнил ее с аперетивом и рассказал о роли кино в своей собственной жизни.
- Олег Нестеров имеет богатый опыт работы на телевидении. Поздравляем вас с новой программой "Жизнь как в кино". Вы имели отношение непосредственно к идее ее создания?- Глобально техническая задача существовала. Была фильмотека Мосфильма, более 1000 картин, о которых нужно интересно рассказать и правильно представить. Мы обсуждали как лучше построить эту передачу, какой она может быть, и в итоге родилась эта концепция. Это проект, в котором мы исследуем не только фильмы сами по себе. Через кино мы с большим интересом исследуем время, в которое они были сняты. "Жизнь как в кино" это не просто "давайте посмотрим старые фильмы". Это выстраивание необходимой системы координат у всех нас. Знаете, есть такое понятие "аперитив". То, что пробуждает в нас аппетит. Наша передача возбуждает аппетит, вдохновение к исследованию и к тому, чтобы посмотреть эти фильмы, а задача нашей программы - помочь зрителю увидеть это кино под определённым углом. Мы должны не оставить зрителю шансов не посмотреть эту картину, идокапываемся до тех вещей, ради которых это кино стоит смотреть.
- Хороши все киножанры, но можно ли вывести формулу - в какие времена какой жанр был наиболее востребован?- Конечно, у каждого времени свой жанр. Так, например,историко-революционный жанр мутировал:сначала это был большой стиль, потом фильмы стали романтическими, затем приключенческими. Или, например, жанр в советском кино - детектив, который то существовал, то нет. И сам жанр у нас всегда менялся. Фильмы о спорте, истерны, которые возникли в определенный момент, когда вестерны были запрещены. И даже через возникновение тех или иных жанров или через их смерть можно с большим интересом исследовать эпохи.
- Как вы думаете, почему замечательные фильмы не всегда вспыхивают огнем популярности? Улыбки Фортуны не хватает?- Не со всеми гениальными, тонкими и глубокими фильмами это происходит. Согласитесь, есть фильмы тонкие и глубокие, которые становятся народными. Чем отличается талантливый фильм от гениального? Гений в отличие от таланта говорит об очень глубоких и важных вещах на очень простом языке. Если фильм не понятен и не популярен, то значит, что он просто талантливый, но не гениальный. Тарковский говорил как-то представителю Госкино СССР Ермашу, когда тот обвинял его в небольших сборах: "Не так считаете кассу, считайте за 10 лет". Говоря о популярности, мы можем вести шкалу Z, и сделать систему оценки трёхмерной, определять популярность во времени. Существуют фильмы, которые не стареют. Моцарт тоже похоронен в общей могиле, а сейчас его музыка - самая популярная музыка в мире. Его никто не раскручивает, но это самый популярный композитор.
- Вы узнаваемы прежде всего как лидер группы "Мегаполис" и "папа" группы "Маша и медведи", продюсер компании "Снегири-музыка". Когда в вашей жизни осознанно появился интерес к кино?- кино меня привела музыка. Если бы я был поваром, в кино бы меня привели какие-то блюда. Музыка, которая ко мне в какой-то момент пришла,привела меня в кино как к золоту Трои. Всё началось с проекта "Из жизни планет" - посвящение неснятым фильмам шестидесятых годов. Сначала я погрузился в это великое и ужасное кладбище неснятых фильмов, потом начал исследовать кино, увидевшее большой экран. Затем начал исследовать мир кинематографа в других направлениях от 50-х до 80-х годов и таким образом это искусство вошло в мою жизнь не просто как человека, который любит и смотрит фильмы. Я исследовал их со всех точек зрения: художественной, творческой, информационной.
- Что поведаете о "прелестях" опыта музыкального продюсера фильмов "Даун-Хаус", "Соловей-разбойник" и других?- Я не так много продюсировал кино, а был скорее переводчиком между миром кинематографии и миром музыки, либо работал в качестве музыкального редактора и "сращивал" нужную музыку с нужными фильмами или находил под задачу нужных композиторов, которые в то время были вне киноконтекста. качестве музыкального продюсера я эти молодые таланты, конечно же, знал. Работа в кино как продюсера или как композитора мне очень интересна, а вот в качестве композитора я выступил всего в водной картине -документальном фильме Кати Гордеевой - "Дети Иосифа" к юбилею Бродского.
- Вы шесть лет вели три программы на телеканале "Время". Чем вас вдохновило телевидение и амплуа телеведущего?- Попал я на телевидение абсолютно случайно. Мне сделали предложение, но сам я не понимал, чего от меня ждут, пригожусь ли я, моё это или нет. общем я ввязался в эту историю на биографическом телеканале "Время". Практически с первой же передачи я почувствовал себя абсолютно в своей тарелке. Всё дело в том, что я очень люблю беседовать с людьми пожившими: слушать их истории, исследовать их жизнь во всяческих нюансах и вообще смотреть на мир и на время их глазами. И эти свои путешествия я начинал с ранней юности - мне всегда было интересно говорить не с ровесниками, а с людьми более старшего поколения. И вот вдруг волшебник взмахнул волшебной палочкой и передо мной появился калейдоскоп из лиц людей, которых я знаю и люблю.
- Какие фильмы лично для вас стали учебником жизни?- Где-то с 20 лет я напрочь ассоциирую себя с главным героем фильма "Жил певчий дрозд", молодым парнем, который играет в оркестре на литавре, всё время опаздывает и не может сочинить какую-то музыку. Хоть я и сочинял музыку, но моё восприятие мира было очень схоже с его мировоззрением.
- Самый необычный съемочный день программы "Жизнь как в кино"?- Могу вспомнить о настоящих подарках судьбы на съёмках. Например, я узнал о спортивном комментаторе Синявском, который в прямом эфире на радио комментировал Курскую битву как футбол, сидя в танке. Или я разговариваю с Евгением Цимбалом - вторым режиссёром на картине "Сталкер", и узнаю такие удивительные подробности о фильме, который меня в своё время перепахал и который меня до сих пор держит. Такое может рассказать только очевидец. Это удивительно, и я всем искренне советую посмотреть программу в эфире, чтобы узнать об этом вместе со мной.