С 17 по 26 мая 2017 года параллельно с 70-м Каннским международным кинофестивалем/Festival de Cannes проходит March? Du Film - крупнейший в мире рынок киноконтента.
этом году в нем принимают участие представители 118 стран, впервые национальными павильонами обзавелись Казахстан, Армения, Албания, Вьетнам и Таиланд. Рынок еще не завершен, а уже зарегистрирован рекорд, который стал сюрпризом даже для организаторов мероприятия.
Ранее в интервью Жером Пайар говорил, что руководство рынка не стремится к увеличению количества участников, поскольку "Каннский кинорынок - крупнейший и самый известный в мире, следовательно, все крупнейшие игроки отрасли знают о нем и уже являются постоянными клиентами". Судя по всему, глава March? Du Film немного лукавил, организаторы каждый год запускают проекты, в надежде на увеличение числа активных участников маркета. Предваряя старт нынешнего рынка, Пайар отметил, что "в этом году нас ждет ряд рекордов, которые станут неожиданностью даже для нас самих". Как известно, уже несколько лет количество профессионалов киноиндустрии, приезжающих на March? Du Film, не превышало 12 000. Наконец, в этом году число делегатов рынка впервые пересекло планку в 12 тысяч, составив 12 324 человека.
Очевидно, эта цифра возросла главный образом благодаря новым инициативам, таким как Goes to Cannes (платформа, на которой представляют проекты work-in-progress), Doc Day (день с фокусом на документальное кино), и NEXT Pavillion - площадка, в центре внимания которой - презентации контента виртуальной реальности, который в настоящее время чрезвычайно актуален.
Наибольшее число делегатов этого года - из США, на втором месте - Франция, замыкает тройку Великобритания. Основной прирост участников по сравнению с предыдущими годами обеспечили Индия (+26%), Китай (+21%), Япония (+13%) и Южная Корея (+9%). Что касается Индии, то рост делегатов вполне логичен с учетом того, что эта страна выступала организатором вечеринки по случаю открытия кинорынка (в следующем году, судя по всему, число представителей Болливуда немного снизится). Активность азиатских стран тоже выглядит вполне закономерной. Возросло число участников из Канады и Италии (цифры по этим странам организаторы кинорынка пока не озвучили).
Как отмечает Жером Пайар, из тенденций этого года можно выделить возросшую активность закупщиков контента из Китая (впрочем, это уже закономерность, которая никого не удивляет) и снизившуюся активность стримингового сервиса Netflix (что кажется немного странным после всплеска закупок, произведенных онлайн-гигантом на Сандэнсе и Берлинале, но это можно рассматривать как временное "затишье" и делать долгосрочные выводы пока рано).
Также нельзя обойти вниманием усиление антитеррористических мер, из-за чего проверки на входе во Дворец фестивалей и Village International по сравнению с прошлыми годами стали беспрецедентными - люди с автоматами, тщательный досмотр сумок и даже карманов верхней одежды и, как следствие, длинные очереди на точках прохода к основным фестивальным и рыночным площадкам. Тем не менее, все это привело к положительному результату, поскольку гости и участники фестиваля чувствуют себя в большей безопасности. Как считает Жером Пайяр: "Да, есть определенные неудобства, но люди понимают, что это для их же блага, и очень позитивно реагируют, ведь безопасность - это самое важное".
рамках рынка запланированы 1500 скринингов 910 фильмов (из них 710 - премьеры). Всего же сейлеры предлагают 3820 картин, из них 650 - документальные, что на 100 наименований больше показателя прошлого года. И эта цифра совсем не кажется случайной - рынок пытается улавливать новейшие тенденции и организовывать мероприятия, которые бы пользовались популярностью у игроков рынка. "Наша площадка Doc Day (в 2017 году она прошла во второй раз - прим. ред.) пользовалась невероятным спросом, чему мы чрезвычайно рады! Все мероприятия проходили с аншлагом!", - говорит Жером Пайар.
Что любопытно, 300 фильмов, которые предлагаются вниманию международных закупщиков, - картины жанра хоррор.
рамках рынка прошли показы таких российских проектов, как "Скиф" (в производстве), "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", "Большой", "Лед", "Анна Каренина. История Вронского" и других.
Что касается закупок российского контента на зарубежные территории, то на второй день рынка, еще до премьеры картины в рамках основного конкурса, было объявлено, что фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" обзавелся дистрибьютором на территории США и Латинской Америки - прокатчиком ленты выступит Sony Pictures Classics. Права на кинотеатральный показ ленты в Великобритании купила компания Altitude. Кстати, "Нелюбовь" до сих пор остается фаворитом среди критиков - из двенадцати показанных на данный момент лент у нее наивысший рейтинг (3,2).
Права на кинотеатральный показ "Аритмии" Бориса Хлебникова, являющейся копродукцией России, Германии и Финляндии, премьера которой состоится на фестивале Кинотавр, приобрела французская компания Indie Sales. российский прокат картина выйдет 28 сентября в 150 кинозалах (дистрибьютор - "ПРОвзгляд").
Конечно, на международных территориях не теряет своей востребованности российская анимация. Несколько успешных сделок с европейскими и азиатскими компаниями заключила студия Wizart Animation.
Поскольку рынок не завершен и многие компании еще не объявили о заключенных сделках, то говорить об итогах пока рано. Но, как оптимистично заявляет Жером Пайар: "Это был очень сильный рынок!"