Нил Бломкамп, создатель фантастического блокбастера «Чаппи», совсем недавно отшумевшего в кинотеатрах, в эксклюзивном интервью рассказал о своём новом фильме. Режиссёр признался, что, несмотря на вымышленный мир, главная мысль фокусируется на людях, а не на машинах.
- Чаппи — ребёнок в теле робота. Вы изучали психологию, обыгрывая образ?
- Я изучал талантливых детей, опережающих в своём развитие умных взрослых. Шартло Колпи, воплощающий движения, жесты и эмоции Чаппи, долго не мог войти в образ, сетуя на сложность и не постижимость героя. Помню, тогда я предложил ему ориентироваться на юных шахматистов, завоёвывающих золотые медали, ведь несмотря на свой ум и смекалку, они не перестают быть детьми.
- Все герои по-своему одиноки. Это намеренная аллегория?
- Мне не хотелось делать героев одиночками, — их такими сделали условия жизни. Борьба за свободу обтесала каждого, заковав в прочный панцирь обособленности. Неизбежно режиссёр накладывает свой отпечаток на фильм, и этот случай не исключение. Видимо, привычный уклад бытия подогнал ленту мне под стать.
- Лента насыщена спецэффектами. Вы на это рассчитывали?
- Сегодня логически очень легко снимать кино, — технологии настолько развиты, что нет ничего невозможного, однако, сделать это технически — каторжный труд. Макет центрального робота мы отливали, кажется, с десяток раз! Благо, на базе киностудии есть собственный, произведённый термопластавтомат Тайвань, позволяющий вводить нужные параметры в цифровом формате на компьютерную панель и видеть предварительный результат на дисплее высокого разрешения.
- Неужели современные технологии не позволили оценить трёхмерную модель, что потребовалось так много раз отливать макет?
- Каждый агрегат — уникален. На тайваньской модели мы сделали практически всех роботов, а вот с главным героем нам помог термопластавтомат китайского производства. Процесс в обоих случаях одинаковый: разогрев и вымешивание пластика, заливка формы и тщательная просушка, но никогда не знаешь, какой прибор придаст герою уникальность.
- Зрители отзываются о фильме как о нежном, несмотря на жестокий окружающий мир. В этом режиссёрская особенность?
- Зная о делах в родном Йоханнесбурге, — поверьте, в фильме описана реальная угроза. Жизнь в принципе злая и беспощадная, такой настоящей я и хотел её показать, благодаря фантастической подоплеке. Приход Чаппи в этот мир был призван показать, что зло делает с невинным существом, и как врожденные черты характера эволюционируют под таким гнётом. Роботы — великолепная метафора! Она позволила показать всю подноготную современного человечества, не переходя при этом на личности.
- И всё же почему именно роботы, а не животные, к примеру?
- Донести главную мысль было бы легче, используя животных, но мне хотелось сложностей и большей реалистичности. Животные — удел сказок. День, когда мы будем легко сосуществовать с человекоподобными машинами, уже близок, а мы так мало знаем об искусственном интеллекте. Мне хотелось вложить в чистый разум понятия семьи, морали, этики, войны и справедливости. Но объяснить, почему воевать – это плохо, а родителей нужно любить, оказалось сложнее, чем я мог вообразить.
- Чаппи помог высказать то, что Вы хотели донести до зрителя?
- Безусловно! Детская невинность под железным панцирем легко воспринимается, о терминаторах всегда легче судить, чем о людях. Испытания трудностями формирует личность, делает каждого из нас по-своему человеком, прививает понимание морали. Чаппи красочно показал каноны человеческого сознания в сложных условиях.