При моральной подготовке к ознакомлению с «Пятой властью» следует с особой осторожностью пропускать её через таможенный контроль своих ожиданий. Недоверительные личности так и норовят под видом безобидного фильма пронести контрабандой наркотическое снотворное, способное уморить даже здорового слона. Пусть вас не обманывает броский штамп «Триллер» в жанровом паспорте – он туда попал по непростительной ошибке, а то и вовсе нелегально. Ворошение сверхсекретных документов лишь в теории предполагает захватывающий накал шпионских страстей; здесь оно подобно ленивому перелистыванию утренней газеты. Пока Ассанж упивается собственной неуловимостью, спецслужбы вяло перекатываются с боку на бок, изображая преследование, – вот и всё напряжение.
Ноги этого фильма слишком увязли в болотистой почве нашей реальности, в отрыве от которой он совершенно бессмыслен. Режиссёр Билл Кондон пытается придать этому произведению художественное своеобразие, но выходит больше старательно, чем талантливо. Грязная и мутная гамма, вымученная система образов (Ассанж, имя которому – легион) и нервничающая камера, периодически дрожащая как осиновый лист, – таким списком творческих находок только честных людей пугать.
Чем ждать эстетических откровений, куда практичнее воспринимать «Пятую власть» как общеобразовательную презентацию. Если вы ни слухом ни духом, что за кандибобер эти Wikileaks, то кино
– неплохой способ составить поверхностное представление о предмете. При таком подходе просмотр становится даже по-своему любопытным: всё ж увлекательнее, чем буравить глазами какую-нибудь горемычную википедию.
Всамделишный Ассанж клеймит картину как лживую и противоречащую ценностям его дела. Возможно, потому что «Пятая власть» среди прочего основана на книжке его миньона, выставляющего себя гасконцем с пером в шляпе, а всех остальных – известно кем (ПИДОРАСАМИ). Тем не менее, в кино этого впечатления нет и в помине. Наоборот, создатели как будто бы стремятся не навязывать своего мнения, позволяя зрителю самому сделать выводы. Фильм лишь подаёт информацию, освещая её с разных сторон.
Ассанж может сколько угодно возмущаться, что он, видите ли, выставлен не в безупречном свете, но чего он, простите, хотел? Любой байопик, если он, конечно, не лукавит, не станет показывать своего героя сугубо белым рыцарем в надраенных доспехах. Кое-кто в эквадорском посольстве так раскатал губу, что персонал уже спотыкается об эту ковровую дорожку. Смирись, Джулиан: люди несовершенны – тем и интересны. Не стоит переживать из-за того, что твой экранный визави разбрасывает дымящиеся носки и, похоже, не злоупотребляет посещением душа. Подобные тёмные пятна отыщутся в биографиях очень многих достойных мужчин. Это ты ещё, наверное, не знаешь, каким зловредным говнюком получился давеча в кино Джобс – тоже, поди, антияблочная пропаганда.
В то же время Ассанж где-то манипулирует подчинёнными и принимает неоднозначные моральные решения, но для революционера это вполне адекватный образ действий. Давайте просто признаем, что это изначально не самая вменяемая профессия. Это не мешает испытывать уважение к его персонажу как к человеку, который неистово верит в свои идеалы о доступности информации. В конце концов, ему удалось из ничего сделать… ну, что-то эдакое. С осмыслением, что же именно он такое отчебучил, безусловно, есть свои трудности.
Возможно, авторы «Пятой власти» несколько поспешили (а заодно и опоздали) рассказать всем о затее, чьё место в истории пока непонятно. Два года назад, вестимо, разговоров только об этом и было. Но сейчас Ассанж тихонечко сидит себе безвылазно в посольстве, роет подземный ход за плакатом с Ритой Хейворт – и всем, в принципе, пофиг. Разве что у некоторых государственных деятелей ещё тлеют угольки пятых точек, сдетонировавших от обнародования очередной порции вселенских тайн.
По состоянию на сегодняшний день картина куда больше стимулирует размышления о величии Камбербэтча, нежели о высоких материях. Парадоксально, но масштаб сотворённого им портрета перерастает сам фильм и кажется более значимым, чем затрагиваемые темы. Повесть о препонах свободной журналистики превратилась в демонстрацию выдающегося лицедейства. Если начистоту, то Бенедикт должен быть искренне благодарен своим схалтурившим коллегам, обеспечившим материалу статус «не ахти». Окажись он более выигрышным, и мир бы не досчитался одного замечательного англичанина: беднягу бы просто погребли под нескончаемыми призами.
Черт его знает, что там дальше будет с Викиликс, но пока что у «Пятой власти» гораздо больше шансов осесть в памяти людей как у фильма, где впервые пересеклись пути Шерлока и 12-го Доктора.