Не так давно Стивен Содерберг объявил, что «Побочный эффект» - заключительная режиссерская работа в кино. При этом картина вовсе не выглядит прощальным жестом, да и сам Стивен полон сил и энергии. Об интересе к медикаментам, поисках актрисы на главную роль в фильме, как нужно использовать музыку в кино и о том, почему он никогда не снимет вестерн, в интервью со знаменитым режиссером.
- Стивен, это не первый ваш фильм о лекарствах. Есть еще «Заражение» и «Траффик». Откуда такой интерес к этой теме?
- Не скажу, что очень уж увлечен этой темой. Просто лекарства и наркотики постоянно существуют в людских умах. О них говорят на улице, рассказывают в новостях. Такие фильмы как «Траффик» вообще можно было снимать раз в три года, поскольку проблема наркоторговли никуда не уходит. В случае с «Заражением» я хотел показать, как правительство пытается решить проблему, в которой оно не виновато. А в «Побочном эффекте» мне было интересно показать взаимодействие криминальной системы и фармакологических компаний. Оно очень тесное.
- В своих фильмах вы соблюдаете особую точность во всем, что касается лекарств.
- Важно вообще быть аккуратным, когда ты берешься что-то изображать. Зрителя должно возникать ощущение, что все это связано с реальностью, все знакомо. В «Побочном эффекте» такой подход реализован в том, что мы использовали настоящие названия лекарств, а это трудно сделать, не нарушив закон.
- Можно, конечно, но очень осторожно. Еще в этот фильм входит «фотографический» стиль, который позволяет избежать ощущения «киношности». Все должно быть натурально, в том числе и поведение героев. Например, очень важно, чтобы в начале фильма зритель проникся депрессивным состоянием героини. Не переживете ее состояние, значит, фильм дальше не пойдет.
Побочный эффект отрывок из фильма
- Интересны и музыкальные приемы. Во многих сценах, которые должны бы сопровождаться музыкой, мы ее не слышим…
- Музыка в современном кино вообще используется неправильно. Ее много и она однозначна. Я же хочу, чтобы она говорила о том, чего не видно на экране. Чтобы она была достойным партнером персонажей. В фильме есть пара моментов, где я не использую музыку вовсе.
- К примеру, когда героиня хочет броситься под поезд… Есть в этом что-то интересное. Звук реальности всегда намного лучше. Терпеть не могу, когда зрителя бьют музыкой, как кувалдой по голове. Хочется заткнуть уши, поскольку в такой музыке нет никакого смысла.
- Стивен, говорят, вы долго искали актрису для главной роли в этой картине.
- Понимаете, нам нужен был кто-то способный сыграть сразу двух персонажей. Человек с особыми актерскими качествами, то есть актриса с реалистичной манерой игры. Руни Мара потрясла меня тем, что оказалась очень умной и естественной. С ней меня познакомил Дэвид Финчер.
- А как насчет Ченнинга Татума? В этом фильме у него значительно меньшая роль, чем в вашем же фильме «Супер Майк».
- Мне просто нужна была суперзвезда на эту роль. Актер, на внешность которого зритель реагирует позитивно. Экранный муж Руни должен был понравиться аудитории, это важно. К тому же Ченнингу эта роль понравилась, она отличается от тех, которые он обычно играет.
- Не боитесь, что резкое переключение между персонажами запутает зрителей этого фильма?
- В этом заключена интрига. Сам сюжет требует этого переключения. Здесь мягкий и постепенный переход. Это не риск. Мы все сделали о-о-очень медленно. Думаю, зрители оценят этот ход.
- Стивен, вы каждый раз пытаетесь освоить новые жанры. А как насчет вестерна?
- Увольте. Видите ли, я очень боюсь лошадей (смеется). Не могу представить, чтобы я задумал вестерн. Зато несколько лет назад пытался сделать мюзикл о Клеопатре, как-то не срослось. Но все еще хочу поставить этот мюзикл. Скорее всего, на театральных подмостках, а не в кино. Из таких лент могу отметить фильм Трамвай желание еще Советских времен.
- А еще хочу снять кино о спорте, но пока не добрался до этого. Теперь вот триллер сделал. Что еще? Да много чего можно сделать. Было бы время и желание. Так что, быть может, в кино мы с вами еще встретимся (улыбается).