7 марта в российском прокате стартовал показ фантастического фильма «Оз: Великий и Ужасный». Удивительную сказку экранизировал создатель «Человека-паука» и «Зловещих мертвецов» Сэм Рэйми.
О том, почему для фильма было выбрано стилизованное визуальное решение – черно-белые съемки и цветное изображение в 3D, насколько фильм близок к первоисточнику, и есть ли в картине элементы хоррора, в интервью с талантливым режиссером.
-
Сэм, во время работы над фильмом «Оз: Великий и Ужасный» вы сами ощущали себя могущественным и великим?
- Скорее, неуверенным и жалким (смеется). Было чертовски сложно стряхнуть с себя это состояние. Знаете, когда работаешь с большим количеством артистов, съемочного реквизита, техники и прочего, цена ошибки может быть очень велика. Я очень боялся, что зритель не примет кино, что чувство меры мне откажет. Какое величие? Сплошная неуверенность.
- Вот, к примеру, в театре актер всегда может скорректировать свою игру по ходу пьесы, изучив реакцию зала. В этом плане наша игра похожа на работу для пустого зала. Пока фильм не выйдет в прокат, ты не можешь быть спокоен ни за одно действие, ни за одну шутку в сценарии.
-
Какой Сэм Рэйми режиссировал сказку? Тот, которого мы знаем по «Зловещим мертвецам», или тот, который работал над «Человеком-пауком»?
- Я и сам задаю себе этот вопрос. По большому счету, я всего лишь рассказчик. Я люблю слушать интересные истории и пересказывать их языком кино. Интерпретирую, конечно, но ни в коем случае не искажаю. Наш «Оз» - это не фильм ужасов, а добрая сказка в духе Фрэнка Баума. Мне нравится не только пугать зрителя, но и смешить его. Однако новой картиной я попытался вызвать у людей эмоции более высокого уровня. Я хочу их воодушевить, что ли… Чтобы кинотеатр они покидали с возросшей самооценкой.
-
Сэм, вы используете прием с переходом из черно-белого изображения в цветное. Это роднит картину с фильмом 1939 года. Что это – дань классике или нечто большее?
- В первую очередь, дань уважения. Канзас предстанет черно-белым, а волшебная страна в цвете. Все точно так, как в оригинальном «Волшебнике». Только в ключевом эпизоде перехода изображение не просто раскрашивается. Оно переходит на широкий формат, монозвук становится объемным, появляется 3D-эффект и вступает симфонический оркестр. С помощью этих приемов мы хотели приблизиться к тому восторгу, который зрители испытали 70 лет назад при просмотре того «Волшебника».
-
Первый «Волшебник» - одна из первых «цветных ласточек» в кинематографе. А какие технологии впервые «обкатывались» в «Озе»?
- Я бы не сказал, что наш фильм – это технический прорыв. Мы, скорее, доводили до совершенствования уже существующие техники. Признаюсь, что абсолютно все фильмы в 3D, которые я видел прежде, вызывали у меня головную боль. Поэтому к созданию нашего 3D-проекта я подошел кропотливо.
- Побыл 50-летним студентом, если хотите. Посетил курсы стереографов, консультировался с техническими службами на предпродакшене, поддерживал с ними тесный контакт во время съемок, даже смотрел фильмы онлайн бесплатно в 3D формате в различных интернет кинотеатрах на разных мониторах. Я отдаю себе отчет в том, что мой фильм будут смотреть онлайн через интернет в том числе, поэтому должен понимать, как он будет смотреться на обычном компьютере или ноутбуке. В общем, постарался создать правильный 3D-фильм, от которого голова не будет идти кругом. Разве что фигурально.