Задайтесь вопросом: многие ли из тех, кто пережил ужасы гражданской войны, смогли прийти в себя и научиться жить нормально в мирное время? Таких немного. Одни, не найдя свое место в жизни, спиваются, другие сходят с ума от кошмаров, которые мучают их по ночам, третьи пускают себе пулю в лоб…
К таким – ничтожным и потерянным, можно отнести и героя нового фильма Пола Томаса Андерсона «Мастер», российская премьера которого состоялась 14 февраля.
Мастер трейлер к фильму
Сюежт картины Пола Томаса Андерсона помещает нас в послевоенную Америку. Демобилизованный моряк Фредди, как и сотни его соратников, не может найти свое место в мирной жизни. Он работал грузчиком в порту, сборщиком офисной мебели, вышибалой, но нигде не задерживался. Все тщетно. Попытки лишь заставляют его глубже погружаться в себя, да все чаще прикладываться к бутылке.
Знакомство с немолодым Ланкастером Доддом круто меняет жизнь бывшего моряка. Фредди кажется, что Додд – единственный человек, которому по силам навести порядок в его голове и душе. При этом пожилой джентльмен – не просто писатель и философ, но еще и основатель религиозного общества «Миссия», которое имеет немало последователей в стране.
Довольно быстро Фредди становится правой рукой Ланкастера. Он готов пойти на любые жертвы ради своего гуру. Со временем преданный точно пес Фредди понимает, что не все так прозрачно и просто, а пути, предложенные Доддом, навряд ли являются истиной в последней инстанции.
Религиозно-сектантская подоплека фильма «Мастер» как на ладони. Не стоит быть семи пядей во лбу, чтобы понять, какую схему предлагаем нам режиссер. Человек – мир – Бог. Подобную систему ценностей Андерсон представил еще в работе «Нефть», которая вышла на экраны в 2007 году.
Отметим, что религиозный характер «Мастера» стоил его создателям номинации на «Оскар». Члены Американской киноакадемии решили не ссориться с последователями саентологии, коих в Голливуде насчитывается не один десяток. Закрыли глаза на художественные достоинства картины и номинировали на премию другие фильмы.
Но «Мастер» - это не попытка создателей развенчать религиозные культы и осрамить различные секты. Это лишь попытка разобраться в том, что лежит в основе религиозного культа. Все остальное – украшательства, красивые рамки и соус, под которым подается основное блюдо.
Актерский дуэт Феникс и Хоффман заслуживает аплодисментов. Создается ощущение, что актеры играют здесь на пределе своих возможностей, наразрыв. Ярость и необузданность одного уравновешивается спокойствием и мудростью другого. Отсюда и конфликт, столь необходимый для создания успешной картины.
В итоге Андерсон наталкивает на мысль, что, впрочем, неважно, истинно или ложно учение Ланкастера Додда. Гораздо важнее то, что его религия способна изменить жизнь человека к лучшему. Однако однозначных ответов фильм не дает. Но при просмотре понимаешь, что в каждом из нас живут и потерянный Фредди, и мудрый Додд. Главное – понять, насколько один превалирует над другим, и кто из них вам ближе.
Пожалуй, стоит признать, что фильм Пола Томаса Андерсона «Мастер» заслуживает внимания. Это 10 из 10 и безоговорочная режиссерская победа.