Международный кинофестиваль «Берлинале-63» продолжает свои конкурсные показы фильмов. В числе прочих киноработ была представлена и новая картина Гаса Ван Сента «Земля обетованная». Главную роль в этом фильме исполнили Мэтт Деймон и Джон Красински. Они же написали сценарий к фильму.
О том, как велась работа над сценарием, и откуда такой интерес к этой истории, журналистам на пресс-конференции после показа фильма рассказал сам Мэтт Дэймон.
- Мэтт, откуда у вас интерес к новой истории Эрин Брокович?
- Изначально мы хотели снять фильм о человеке с американским характером. О самоопределении личности: кто мы, откуда, куда идем и, конечно, кто мы сейчас. Вообще, то, каким образом мы принимаем решения, о чем думаем в этот момент (или не думаем вовсе) очень многое может рассказать.
- Проблема, вокруг которой строится сюжет фильма, появилась гораздо позже. Природный газ – вопрос серьезный. Из разряда тех, что раскалывают общество на два лагеря. В общем, это был отличный материал не только для размышлений, но и для появления новых героев. Вот так я и стал новой Эрин Брокович. - Изначально вы собирались выступить в качестве режиссера этого фильма. В итоге это место занял Гас Ван Сент. Почему?
- Все довольно прозаично: я был очень занят. В тот момент я как раз закончил съемки другого фильма. Хотелось подольше побыть дома, с детьми. Но, знаете, к концу работы над «Землей обетованной» я понял, что будь я продюсером, я бы непременно уволил себя с режиссерской должности (смеется). Гас придумывал такие вещи, до которых я точно бы не додумался. Зато понял, что так надо делать чаще: готовить проект в качестве режиссера, а потом отдавать его кому-то и смотреть, как талантливые люди снимают талантливое кино. Собственно, именно это и произошло у нас с Гасом. - Выходит, с режиссером вам повезло?
- Еще как! Когда я понял, что не смогу сам снимать этот фильм, началась настоящая паника. В эту историю уже было вложено столько сил и средств… Работали девять месяцев, и тут я понимаю, что у меня ничего не выйдет. Случилось все это как раз накануне Рождества. Пришлось пережить тяжелый разговор с Джоном Красински. Он тогда воскликнул: «Ты что? Мы же сейчас даже до своих агентов дозвониться не сможем, не то, что режиссера найти!». Да, это с моей стороны было безответственным поступком, надо было раньше заявить о своем решении.
Земля обетованная трейлер к фильму
- На следующий день прямо из самолета во Флориду, куда мы полетели отдыхать с семьей, я написал Ван Сенту слезное письмо. Мол, есть интересная история, жаль, что сам не могу снимать. Он ответил: «Высылай». Пришлось отправить сценарий прямо с телефона. Отослал и выключил его на все время полета. Через два часа включил и увидел ответ: Гас согласился снимать наш фильм, так что нам невероятно повезло! - Вы давно знакомы с Гасом Ван Сентом?
- Порядком. Примерно с 1994 года. Познакомились на пробах к его фильму «Умереть во имя». Я очень хотел получить роль в его фильме, но Гас тогда сказал, что видит героя более хрупким, чем я. В общем, мне необходимо было сбросить все. Через две недели я приехал к нему в Нью-Йорк прилично похудевшим (ни черта не ел и все время бегал). Гас обомлел. Сделали еще одни пробы. И все же я не подошел, роль досталась Хоакину Фениксу.
- Гас меня еще спросил, знаю ли я кого-нибудь помоложе меня, кто смог бы изобразить бостонский акцент. Предложил Кейси Аффлека. Тот прошел пробы и получил роль. Да, забавно все сложилось. Хоакин и Кейси после этого очень сдружились, аффлек даже женился на сестре Феникса, у них уже двое детей. Потрясающе! А потом был «Умница Уилл Хантинг», сценарий которого написали мы с братьями Аффлек, а Гас стал режиссером проекта. - Следующая ваша встреча – фильм «Джерри»…
- Это был наш ответ предыдущим проектам. На тот момент мы с Кейси завершили «Одиннадцать друзей Оушена» Стивена Содерберга. При этом, Стивен из тех людей, которые обожают чередовать крупные проекты с мелкими и независимыми. Оператор, звукорежиссер и пара актеров – таков проект «Джерри». - Сложно ли работать с Гасом Ван Сентом?
- Нет. Он всегда делает простые, четкие и полезные замечания. Он – настоящий талант и помогает актерам раскрыться. Твердо знает, чего хочет и отзывчив к творческим предложениям. А еще он опытен и умеет снимать экономно. Например, «Умницу Уилла Хантинга» мы сняли за 48 дней. «Землю» - уже за 30. При этом мы не торопились и работали спокойно. В общем, Гас талантлив, что тут скажешь. - А вы, Мэтт, чувствуете себя более опытным в качестве сценариста?
- Я вновь вспомнил, как весело писать сценарий вдвоем с кем-то. Работа с Джоном была похожа на те времена, когда мы писали вместе с Беном Аффлеком – крик, смех, импровизации. С тех пор, конечно, многое изменилось. Я – отец четверых детей, поэтому свободного времени у меня маловато. С Джоном работали только по выходным. Знаете, я уже и забыл, каково это – с нуля написать целый сценарий. Но с каждым разом ощущал, что наша история становится все лучше и лучше. - Выходит, мир можно изменить к лучшему. Вы в это верите?
- Да, верю. Сможет ли наш фильм это сделать, я не знаю, но то, что искусству это под силу, знаю точно. - Мэтт, а почему вам захотелось написать сценарий именно к этой истории?
- Это все Джон. Мы с ним дружим, и вот однажды за обедом разговорились о том, в каком состоянии сегодня находятся наши деревни, города, фермы. После этого разговора я почувствовал, что мне не жалко времени на такой вот проект. Ребята. Это наша жизнь, и никто не знает, сколько нам отпущено. Бен говорит, что это игра: каждый раз, когда мы решаем на что-то потратить свое время, мы понимаем, что потратить его на что-то другое мы уже не сможем. - Значит, со сценарием «Умницы Уилла Хантинга» было все точно так же?
- Кроме времени у меня тогда ничего не было (улыбается). Были молоды и беззаботны – пиши, сколько хочешь. Если бы мы с Беном решили сейчас что-то написать, то было бы уже гораздо сложнее. У него трое детей, у меня – четверо. Найти время для новых проектов все сложнее.
- К примеру, в случае с «Землей» всем заправлял Джон. Звонил мне и говорил: «Завтра суббота. Буду у тебя к завтраку. Жди». Приезжал с пончиками и кофе. Завтракали с ним и он тут же уводил меня работать. Потом перерыв на обед и опять за работу до ужина. Джон все взял в свои руки. Сам бы я не справился – отвлекался бы на игры с детьми и домашние хлопоты. - Ну, а с Беном Аффлеком планируете совместный проект в будущем?
- Мы все еще являемся совладельцами кинокомпании, которую создали вместе. Этой осенью нас ждут в Лос-Анджелесе. Но Бен сейчас нарасхват, так что посмотрим. - Мэтт, вы говорите, что в молодости ради роли в фильме Ван Сента за две недели сбросили вес. А сегодня есть что-то такое, ради чего вы готоы проделать над собой огромную работу?
- Я на эту тему буквально вчера беседовал с Джорджем Клуни. Понимаете, мы ассоциируем вкусную еду и хорошее вино с успехом. С возрастом становится труднее ограничивать себя в этом: я же заслужил эту тарелку макарон (смеется). И сейчас мне совершенно не хочется ковыряться в содержимом своей тарелки. Я хочу есть все и без разбора! Вот после премьеры закажу туры в доминикану для себя и своей семьи. Будем лежать в гамаке : есть и пить все, что душе угодно. (Смеется)