Картины о равнодушии, которое помогает, спасает, выводит из депрессии и делает что-то там еще, навскидку вспомнить сложно. Не балуют режиссеры зрителя экранизацией подобных сценариев. Между тем, французский режиссер Жак Одияр представил на суд зрителя нечто подобное. Правда, любители превозносить Одияра за фильмы «Читай по губам» и «Пророк» на этот раз лишь слегка поморщились.
«Ржавчина и кость» - первый фильм от знаменитого режиссера, после просмотра которого складывается стойкое ощущение, что снимал его американский режиссер, мечтающий об «Оскаре», но никак не любимчик каннского фестиваля.
Ржавчина и кость трейлер
Собственно говоря, «Ржавчина и кость» - это надрывная мелодрама, в основу которой лег сборник рассказов канадца Крейга Дэвидсона. Впрочем, Одияр предлагает нам вольную экранизацию, после просмотра которой складывается стойкое ощущение, что основная аудитория Дэвидсона – это впечатлительные домохозяйки и неудовлетворенные жизнью дамы бальзаковского возраста.
В общем, перед зрителем разворачивается история двух одиночеств, которых жизнь слишком уж жестоко проверяет на прочность. Он – экс-боксер, не имеющий собственного угла, зато воспитывающий пятилетнего сына, с которым он вынужден скитаться по Франции в поисках пропитания. Она – красивая и полная уверенности в себе дрессировщица касаток в недалеком прошлом, которая в результате несчастного случая осталась без ног и веры в собственные силы.
Можно ли назвать их роман красивой сказкой о любви, преодолении и нежности? Вряд ли. Скорее, это «Волшебник страны Оз», рассказанный типичным реалистом.
Каждому из них чего-то не хватает: ему – сердца, ей – ножек. Тем не менее, именно отсутствие жалости у него позволяет ей заново научиться жить. Она же становится его опорой, без которой он и не боец вовсе, а так, бледная его тень.
На протяжении всей картины Одияр не устает втолковывать зрителю одну и ту же мысль: человек неполноценен до тех пор, пока не встретит свою вторую половинку. Не примешай ко всему этому Жак Одияр мораль, фильм получился бы вполне сносным и мог бы с успехом претендовать на «Оскар».
Однако ближе к финалу фильма режиссер делает сальто с переворотом и пускается во все тяжкие. Тут и классические спекуляции, и слова, произнесенные вслух «все, что наc не убивает, делает нас сильнее», и классические банальности, созерцая которые, хочется закатить глаза и чувственно произнести «Господибожемой, когда все это кончится».
Надо отдать должное игре Марион Котийар, которой в этом фильме досталась роль главной героини. Складывается впечатление, что у этой французской актрисы выработался стойкий иммунитет к пошлости. На экране она разыгрывает неловкие физиологические подробности, но при этом всем своим естеством говорит нам о становлении духа. Рекомендуем смотреть фильмы подобные этому, иначе человечество просто задохнется в своем равнодушии и одиночестве.
Приложи Жак Одияр чуть больше усилий к этому фильму, глядишь, мы бы стали свидетелями звездного восхождения Котийар на сцену за «Оскаром». Уж она-то в этом году на статуэтку от Американской киноакадемии, безусловно, наиграла.