В начале 60-х величайший самобытный режиссер Джон Кассаветис воздвиг прямо напротив «фабрики грез» свой дом-студию, в котором создавал и монтировал свои шедевры.
Нечто похожее произошло и в России совсем неподалеку от российского кинопроизводства. «Последняя сказка Риты» - это «детище» двух необычайно талантливых людей: продюсера-композитора Земфиры Рамазановой и Ренаты Литвиновой, которая сочетает в себе сразу три роли – сценариста, актрисы и режиссера. Получился своего рода «театр двух актрис…»
Последняя сказка Риты трейлер
Данный поступок со стороны может показаться просто женским капризом, поскольку обе женщины - самодостаточные личности, способные найти модных продюсеров, а с другой стороны, более чем экстраординарные, чтобы они могли «обуздать» свой талант и творить в рамках, которые, как правило, устанавливает режиссер.
Именно поэтому и кажется, что этот дом – своего рода защита от внешнего мира себя и своего таланта. Эта чудо – организация отлично структурирована, причем это прослеживается везде, начиная от кастингов и диалогов, заканчивая работами совсем еще молодых и малоизвестных операторов. Именно упрямо – серьезная тема смерти требует той серьезности и столь радикальной независимости.
Все фильмы просто пропитаны смертью, поскольку ни один человек на земле не знает, что будет с ним после. Многие верят, что приоткрыть завесу тайны могут поэты, а Рината Литвинова как раз тот самый поэт.
«Последняя сказка Риты» - это зыбкое равновесие между смертью, как проекцией человеческих поступков и надежд и несчастной, физической, грубой реальностью. Каждый из нас пытается выбрать наиболее удобный и правильный жизненный путь, дабы иметь возможность существовать после смерти.
В «Сказке» постоянно переплетаются и сливаются воедино две смерти: физическая смерть - грубая, грязная, как ужасная реалия нашего мира, и смерть в образе надежды, что жизнь продолжится. Приспешник смерти Таня Неубивко (Рената Литвинова), в своем загробном мире использует яркие, но очень бесполезные магические приемы: принимает душещипательные новости из преисподни, прикуривает сигарету сквозь стекло и оживляет фигурку хорька.
В реальной же жизни Таня работает в одном из отделений морга постепенно разрушающегося больничного корпуса, она пытается постоянно быть своей среди коллектива – циников и садистов. Ее душа постепенно угасает, причиной этому - алкоголь, курение и свободные половые отношения. Обе части жизни героини в одинаковой степени достаточно легко изменить.
Рита Готье, над которой шефствует Таня, заработала перед своей кончиной бутафорски-волшебное мероприятие в ужасающем кафе «Запределье», но данное событие никак не мешает неуравновешенному помощнику профессора бросить в ее мертвую брюшную полость грязный окурок. Все это можно рассмотреть сквозь другую призму бытия: помощник профессора никогда не изменит себя и свои привычки, но мероприятия, пусть и сказочное, у Риты состоится.
Смерть в «сказке» - общество женщин: мужчины играют лишь вспомогательную роль. Отличная игра актрис Друбич и Спиваковой в ключевых моментах картины не могли повлиять на тот факт, что главным персонажем фильма становится Николай (Хомерики Коля) – возлюбленный Риты.
Его роль в фильме занимает несколько дублей, но он единственный, получивший понятный сигнал, что смерти нет. Николай Хомерики – настоящее открытие режиссера и в данной постановке показывает себя с потрясающей стороны актера-трагика. Цель фильма показать, что смерть - неотъемлемая часть воплощения нашего существования, объясняющая зрителю, что на самом деле ее не существует.
Первым показом данной картины был ММКФ. На его премьеру хотели попасть многие, но места получили единицы - только близкие съемочной группы и несколько гостей. Все дело в финансах, и, поскольку денег на раскрутку практически не было, то рекламу размещали где попало: начиная от подъездов Московской области и заканчивая торговым оборудованием в Москве. Для широкого круга людей фильм станет доступен после московского кинофестиваля с 18 октября 2012 года.