В Ивановской области не так давно прошел кинофестиваль Зеркало, почетным гостем которого стал именитый турецкий кинорежиссер Нури Бильге Джейлан, признанный мэтр авторского кино.
Джейлан занимается режиссурой уже пятнадцать лет. В 2003 году его третий фильм «Отчуждение» получил на Каннском кинофестивале Гран-При жюри, которая является второй по значимости наградой после Золотой пальмовой ветви.
Следующие картины турецкого режиссера так же не оставались без внимания. Лента «Времена года» получила премию ФИПРЕССИ в Каннах, «Три обезьяны» - награду за лучшую режиссуру, а картина «Однажды в Анатолии» в прошлом году завоевала очередное Гран-При.
Вместе с участниками и гостями российского фестиваля Нури Бильге Джейлан съездил на родину Андрея Тарковского в Юрьевец, где посетил его дом, в котором будущий режиссер прожил несколько лет. Оказывается, «Зеркало» Тарковского является любимым фильмом Джейлана. Журналисты взяли интервью у Нури Бильге, но вступительное слово все равно осталось за режиссером.
– Журнал «Sight & Sound» недавно попросил меня составить список из десяти лучших фильмов за всю историю мирового кино. На первом месте моего списка стоит «Зеркало». Для меня это самый главный фильм.
– Интересно, а какая картина оказалась на втором месте вашего рейтинга?
– «Андрей Рублев». И только потом фильмы других режиссеров. Работы Тарковского сделали мою жизнь намного богаче. Именно благодаря этому великому режиссеру (а также благодаря целому ряду других режиссеров, которых я очень люблю и уважаю) я смело могу сказать, что моя жизнь стала для меня более значимой.
– В этом годы мы отмечаем восьмидесятилетие Тарковского. Кроме того, 50 лет исполнилось его первой картине – «Иваново детство». А к этому фильму вы как относитесь?
– Мне очень нравится этот фильм. Здесь Тарковский сконцентрировался на маленьком ребенке, его интересует влияние войны на человека, на становление его личности. Но я считаю, что «Иваново детство» достаточно сильно отличается от других работ режиссера. Между первой картиной и «Андреем Рублевым» – громадное расстояние.
- В «Ивановом детстве» мы можем стать свидетелями того, как зарождается режиссерский стиль, а в «Рублеве» он формируется уже окончательно, и выражается куда яснее. Режиссер находит свой почерк, который можно отчетливо увидеть в его следующих фильмах, хоть они и отличаются друг от друга. Выдающиеся гениальные художники могут положить перед собой абсолютно любой предмет – и благодаря своему таланту так отразить в искусстве, что мы обязательно сможем узнать авторский почерк.
– Фестиваль «Зеркало можно назвать уникальным в своем роде: он собрал под своими знаменами сразу несколько высококлассных режиссеров, которых нынче именуют последователями Тарковского. Сюда приезжали Карлос Рейгадас, Андрей Звягинцев, Александр Сокуров и вы…
– Да, вне всяких сомнений, Тарковский служил вдохновением для каждого из нас. Знаете, многие художники показывают мир таким, каким он есть. Однако обычный мир и мир в картинах Тарковского – далеко не один и тот же. После просмотра его работ вы уже не сможете смотреть на мир так, как раньше. У вас сразу же меняется все мировоззрение – столько там новых деталей и нюансов…
– Недавно вы снимали рекламный ролик для ведущей российской компании «RosPromGroup», которая занимается продажей металлообрабатывающих станков. Как вам работалось в недрах такой крупной компании?
– Мне было очень комфортно сотрудничать со своими российскими коллегами. Съемки прошли быстро и весело, в теплой и дружеской атмосфере. Когда-то я и сам начинал работать в подобной компании, поэтому я знаю, что такое шлифовальный станок или, допустим, токарный станок – мне это не в новинку. Поэтому я и принял предложение компании «RosPromGroup» снять для них рекламный ролик, который будет способствовать продвижению бизнеса и развитию сектора металлообрабатывающих станков в России. Мне было интересно снова погрузиться в эту специфику, своими глазами увидеть и пощупать новинки отрасли.
- Нам провели небольшую экскурсию – я даже посмотрел на новый листогибочный станок Mazanek ZGRs, хотел на нем поработать, но мне почему-то не разрешили (смеется). В общем, я получил огромное удовольствие от общения с коллективом предприятия, все слушали мои команды и на площадке мы были единым организмом. Я близко познакомился с рукодством компании «RosPromGroup», скажу больше: мы можно сказать стали друзьями. А напоследок мне подарили металлорежущий станок, использовавшийся еще во времена НЭПа, который я обязательно передам в один из музеев моей страны. Мне же станок не очень-то и нужен в кинематографе, правда? (опять смеется).