Николай Кондратьев пришел в уголовный розыск вскоре после революции. Работал сыщиком, постепенно дослужился до генерала... В этом году самому знаменитому милицейскому сериалу 70-х исполняется 38 лет.
Слезы вызывали нашатырем.
Многосерийный фильм «Рожденная революцией» (его авторы категорически возражают против того, чтобы киноленту называли сериалом) по праву стал «визитной карточкой» исполнителей главных ролей Евгения Жарикова (Николай Кондратьев) и Натальи Гвоздиковой (Мария). Более того, эта картина во многом определила и личную жизнь актеров.
— На роль Кондратьева я пробовал много артистов — более 30 человек, — вспоминает режиссер Григорий Кохан. — Причем поначалу была задумка использовать двух актеров, чтобы один сыграл Кондратьева-старшего, другой — младшего. Но увидев на пробах Жарикова, я сразу понял: это то, что надо. Его можно загримировать под любой возраст — такой у него типаж. Правда, перед худсоветом мне пришлось его кандидатуру долго отстаивать. А вот на роль Маши я сначала утвердил одну молодую актрису из Одессы. Но ее отвоевать мне не удалось. Худсовет насторожила национальность актрисы, мол, «как это дворянку может играть еврейка?!»
Тогда режиссер предоставил Евгению Жарикову право самому найти себе партнершу, показав ему фотографии кандидаток. Однако актер пошел на хитрость.
— В то время мы уже были знакомы с Наташей и были влюблены друг в друга, — рассказывает Жариков. — Правда, об этом никто не знал. Я был женат, Наташа замужем. Я рискнул и предложил режиссеру пригласить Гвоздикову. Ее вызвали на пробы.
— Я так нервничала, что у меня ничего не получалось, — вспоминает Наталья Гвоздикова. — Мне нужно было заплакать перед камерой, но я не могла. Сделали перерыв. Тогда Женя отозвал меня в сторонку и вручил флакончик с нашатырным спиртом: «Ты налей его на платочек и, когда тебе нужно будет заплакать, поднеси к носу и вдохни поглубже. Сразу заплачешь!» Я так и сделала: вдохнула и оцепенела. И долго стояла в этом оцепенении. Режиссеру моя реакция понравилась, и меня утвердили на роль. А потом, когда снимали эту сцену для фильма, Кохан и говорит: «Наташ, ты сейчас сделай, как на пробах: зажми кулачок, поднеси к лицу и замри!» Тогда я открыла ему тайну нашатырного спирта. Он очень смеялся.
Поцелуй с другим раскрыл все тайны.
Во время съемок никто вокруг даже и не подозревал, что исполнители главных ролей влюблены друг в друга по-настоящему.
— Параллельно с этим фильмом я снималась в картине «Опасные друзья», — рассказывает Гвоздикова. — Моим партнером был Лев Прыгунов. И вот снимаем мы сцену, когда наши герои должны страстно целоваться. Действие происходит на улице. А меня смех почему-то разбирает, как дело доходит до поцелуя. В конце концов, поцеловались мы в кадре. И так семь дублей. А тут какая-то старушечка из съемочной группы как закричит: «Куда же твой Жариков смотрит?! Ты тут целуешься с Прыгуновым!» Откуда она знала?! Так Лева, а потом и все остальные узнали о нашем с Женей романе. Предложение руки и сердца Евгений Жариков сделал Наталье Гвоздиковой еще во время подготовки к съемкам. А уже к третьей серии фильма актеры зарегистрировали свои отношения.
— Мы снимали сцену свадьбы наших героев, — продолжает рассказ режиссер Григорий Кохан. — Смотрю, как-то очень естественно все получается у Жени и Наташи. А потом в перерыве они мне и говорят: «Мы расписались!» Так и в жизни, и в кино мы сыграли настоящую свадьбу.
Сбрось Машу с поезда
Героиня Натальи Гвоздиковой Маша погибает — ее сбрасывают с поезда в середине фильма. Однако по сценарию она должна была погибнуть намного позже.
— Я умышленно «убил» Машу раньше, — вздыхает режиссер. — Просил ведь Женю и Наташу: «Ребята, подождите с ребеночком, дайте доснять фильм!» А они... Эх! В общем, в самом разгаре фильма стало уже заметно, что Гвоздикова беременна. Поначалу мы как-то выкручивались — снимали лишь крупные ее планы, а потом мне пришлось чуть изменить сценарий и «сбросить с поезда» Машу раньше.
Сниматься дальше Евгению Жарикову пришлось уже одному — без супруги. Сын Федор родился сразу же, как закончились съемки.
— А я после съемок в больницу попал с инфарктом, — рассказывал Евгений Жариков. — Ведь это непросто в тридцать три года, столько мне тогда было, сыграть в фильме 60 лет жизни героя — от 17 до 77. Много душевных сил вложил я в эту роль. Люблю ее, но в, то, же время злюсь, когда на улице каждый встречный восклицает: «Вон, «Рожденный революцией» идет!»
— С приемом фильма связана одна трагическая история, — заканчивает рассказ Григорий Кохан. — Картину у меня принимал генерал МВД. Сидим в просмотровом зале. Этот генерал охает, переживает, хватает меня за коленку во время просмотра. А потом он вышел из зала, присел на ступеньку лестницы и... умер. Сердце не выдержало — переволновался. Так и пошел слух среди сотрудников МВД: мол, этот Кохан снял такое кино, на просмотре которого генералы умирают...
Между прочим
• В 1978 году фильм получил Государственную премию СССР
• У главных героев фильма есть прототипы с теми же именами и фамилиями: «красный сыщик» Николай Кондратьев (он умер от рака в 50-х годах) и его супруга Мария Кондратьева (умерла в конце 80-х). Они всю жизнь прожили в Петрозаводске. В отличие от киношной Марии настоящая Кондратьева не училась в Смольном институте и не была дворянского происхождения.
• За этот фильм режиссер получил звание заслуженного работника МВД, которое присваивали тогда лишь генералам и полковникам.
• Фильм, снимавшийся в Украине, консультировали работники Московского уголовного розыска.
Рожденная революцией, отрывок
Как режиссер тормознул Брежнева
— Снимали сцену принятия присяги на Красной площади, — делится одним необычным случаем, режиссер Григорий Кохан, — где было задействовано 15 тысяч курсантов. В это время из Кремля выезжал тогдашний генсек Леонид Брежнев. Но поскольку милиция оцепила площадь, и съемка шла полным ходом, его кортеж попросили подождать несколько минут, пока не выключится камера. Брежнев согласился ждать. Годы спустя на одном приеме меня представили Леониду Ильичу, и он сказал: «А-а-а, так это ты меня тогда не выпускал из Кремля?! Молодец, хороший фильм получился. Я тебе дам особую награду за это!» Но сделать этого он не успел — через месяц умер...
Слова из фильма
• Не понимаю я тебя! А когда я не понимаю человека, я его боюсь!
• А у нас один бог — Ленин!
• В нашем возрасте, Николай Фомич, самые реальные чувства — это чувства платонические.
•
— Коля, а вдруг меня убьют?! Ну, а если?!
— Я буду приходить к тебе на могилу.
•
— Определенно тогда были времена!
— А теперь?
— А теперь — моменты.
•
- Свой архив надо иметь.
— Какой?
— Вот этот! Ну, пошевелите своими архивами!