Вы наверняка помните «Охотников за привидениями»? Если да, то вас определенно заинтересует рецензия на «Красные огни».
В этом фильме Сигурни Уивер и Киллиан Мерфи играют паранормальных детективов, которые охотятся уже не на привидений, а на тех, кто в них верит и навязывает свою веру другим.
Из одних их усилий по разоблачению телекинеза и прочих сверхъестественных явлений мог бы получиться отменный триллер. Но довольно скоро становится ясно, что режиссеру и автору сценария Родриго Кортесу гораздо интереснее шокировать зрителя, чем рассказывать ему внятную историю.
Автор фильма «Красные огни» как будто просит нас закрывать глаза на несуразности сюжета, а сам тем временем эти несуразности только множит.
В остальном картина «Красные огни» снята весьма ловко, но чтобы всерьез заинтересовать широкого зрителя, многие сцены пришлось бы попросту переснять.
Агенты Малдер и Скалли из сериала «Секретные материалы» (The X-Files) хотели верить. Профессиональным скептикам - доктору Маргарет Матесон (Уивер) и ее смазливому протеже Тому Бакли (Мерфи), вполне достаточно понимать.
Эти двое убеждены, что любой мистике найдется рациональное объяснение, и все свое время делят между лекциями и полевыми исследованиями. Для того чтобы вывести на чистую воду очередного экстрасенса, они готовы ехать на край света.
И чаще всего им удается обнаруживать «красные огни» – подозрительное поведение мошенников, когда те норовят одурачить своих наивных жертв. Матесон видит оккультистов насквозь – всех, кроме одного, Саймона Силвера (Роберт Де Ниро). Этот медиум с мутноватым взглядом, якобы с равным успехом гнет ложки и вызывает сердечные приступы у своих ярых критиков.
Образ воплощенного зла Де Ниро удается. Все моменты, с участием Силвера – от его появления до фантастического шоу - пожалуй, самое сильное, что есть в фильме «Красные огни». В остальное время столь широких мазков Кортес, как правило, избегает.
Что касается игроков из научной команды, то Уивер не привыкать к ролям бескомпромиссных здравомыслящих женщин, а Мерфи изо всех сил старается привнести что-то новое в избитый образ человека настолько упертого и зашоренного, что жестокого отрезвления ему не избежать.
Чтобы усилить интригу, в сценарий фильма «Красные огни» неуверенной рукой вписаны дополнительные персонажи: например, Элизабет Олсен играет бесполезную для сюжета лаборантку (по совместительству – романтический объект), а Тоби Джонс – вертлявого конкурента, которому не терпится доказать сверхспособности Силвера. Фильм «Красные огни» от их присутствия ничего не выигрывает, разве что прибавляет в экранном времени.
Лучшее, что есть в картине «Красные огни», – это уличение экстрасенсов и гипнотизеров в подлоге. Наблюдать за этим не менее интересно, чем за фокусником, добровольно выдающим свои секреты. Однако когда автор пытается сделать из двухмерных героев живых людей, начинаются проблемы.
Путаная предыстория с семейной трагедией и коматозным сыном ничуть не проясняет мотивы Матесон, скорее - наоборот. А уж финальные сюрпризы Бакли иначе как смехотворными и не назовешь.
Вместо того чтоб обогащать зрительский опыт, неожиданные повороты сюжета в фильме «Красные огни» лишь выдают просчеты, которые допустил Кортес, норовя перещеголять М. Найта Шьямалана по части козырей в рукаве. Дух скепсиса, на котором фильм «Красные огни» держался все 100 минут, оказывается предан ради совершенно обескураживающей, нелепейшей концовки.
В своем предыдущем фильме «Похороненный заживо» Кортес продемонстрировал незаурядный талант к саспенсу в самом замкнутом пространстве (все действие разворачивалось в гробу). Уловки же картины «Красные огни», не ограниченные ни пространством, ни законами природы, кажутся в таком сравнении элементарно дешевыми.
Кортес – один из немногих современных режиссеров, которых можно по праву назвать наследниками Хичкока. Он не без самодовольства играет со зрительскими ожиданиями, быстро убивает одного из главных героев и мастерски ставит в буквальном смысле зубодробительную сцену, в которой Мерфи с десяток раз бьют в лицо.
Но неизбывная неряшливость стиля постоянно подрывает доверие к его рассказу. А как только уходит правдоподобие, фильм рушится, словно карточный домик, и под конец зрителю не остается даже приятного послевкусия.