Специально для тех, кому жуть как интересно, как же ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ был принят западной прессой, мы распределили некоторые цитаты критиков по группам:
1) почему это must-see
2) потенциал и прокат
3) контекст проекта внутри «бэтменианы»
4) политический контекст картины
5) как смотрится РЫЦАРЬ после МСТИТЕЛЕЙ.
Отрицательных отзывов всего 9 из 71, а американские критики знают толк в блокбастерах.
I. ПОЧЕМУ ЭТО MUST-SEE. ВОСТОРГИ
«Нолан, один из самых амбициозных и талантливых режиссеров современного Голливуда, задал финалу саги о Бэтмене высокую планку; на создание стройного повествования ушло немало денег, энергии и прочих ресурсов — да и дюжина ярких персонажей не помешала. В результате он получил грандиозный и прекрасно исполненный фильм в жанре приключенческого фэнтези, оправдывающий все ожидания: сюжетные, визуальные, эмоциональные и даже социально-политические. ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ — это картина, которую могли снять только в Голливуде, и именно такие картины создают мейнстрим-кинематографу доброе имя и в США, и во всем мире», — Emanuel Levy, Emanuellevy.com
«ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ привносит в сферу комиксов реальные проблемы терроризма, анархии и экономической нестабильности. Это яркое достижение высокобюджетного Голливуда, и МСТИТЕЛИ выглядят рядом с третьей частью трилогии Нолана наивными и дурацкими. Это увлекательный фильм, местами делающий зрителю не по себе там, где он ни за что бы этого не ожидал, и лучшая часть нолановской трилогии, пусть ей и не хватает незабываемой игры Хита Леджера (но это, увы, неизбежность). Однозначный блокбастер», — Todd McCarthy, The Hollywood Reporter
«Третья часть ТЕМНОГО РЫЦАРЯ снята с душой, и это само по себе значит немало; эта картина — однозначно сильнейшая в трилогии, и в историю она войдет не недостатками, а отрешением от клише больших фильмов: здесь почти нет дешевых one-liner’ов (коротких афористичных цитат, произносимых с пафосом — прим. КБ), камера не трясется и не летает безумными пируэтами, нет переизбытка слоу-моушна. Экшн дополняет, а не разрушает атмосферу», — Eric Cohn, IndieWIRE
«ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ хорошо написан, приковывает внимание и невероятно человечен, а актерская игра в фильме — оскаровского уровня. Это наиболее интересный блокбастер последних лет, как интеллектуально, так и эмоционально, и однозначно лучший американский фильм 2012 года», — Avi Offer, NYC Movie Guru
«ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ — большой, смелый и порой блистательный пример блокбастера», — Alistair Harkness, Scotsman
II. ПОТЕНЦИАЛ И ПРОКАТ
«Сборы стартующего 20 июля релиза Warner Bros. пресса будет сравнивать с МСТИТЕЛЯМИ (на данный момент — $1,5 млрд) и предыдущей частью трилогии ($1 млрд). Конечно, прибыль его ожидает огромная, но не стоит забывать, что это самый длинный фильм серии — 164 минуты (предыдущий уложился в 150 минут). Кроме того, он мрачнее своего предшественника, так что следует оставлять вероятность того, что ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ не соберет миллиарда — безумной суммы, которая в последнее время почему-то стала мерилом успеха блокбастера», — Tim Grierson, Screen International
«Немногие блокбастеры сталкивались с таким напряженным ожиданием аудитории, как финал трилогии Нолана, и режиссер ответил на них эпическим полотном об осаде Готэм-сити. Картина длится 164 выматывающие минуты и бросает Бэтмена на самое дно пучины отчаяния, возвращая зрителей к самым основам сюжета, ставящего под вопрос осмысленность героизма в падшем мире — и утвердительно на него отвечающего. Даже если третьей части не сравниться с блистательным ТЕМНЫМ РЫЦАРЕМ, амбициозная драма/боевик все же сохраняет этическую злободневность, умение чувствовать тренды и преподносить их в серьезном тоне.
Даже без 3D — технологии, от которой Нолан предпочел отказаться, снимая на 35 мм и 70 мм, ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ наверняка продолжит череду коммерческих успехов автора, начатую ТЕМНЫМ РЫЦАРЕМ и НАЧАЛОМ. Царствие его сборов окажется возможным благодаря повторным посещениям и бонусам от билетов IMAX; 72 минуты фильма (около 40%) были сняты на специальные IMAX-камеры с супер-высоким разрешением — это самое разумное использование гигантского экрана студийной картиной, которое только возможно», — Justin Chang, Variety
«Перед релизом команда ТЕМНОГО РЫЦАРЯ освоила несколько новых коммуникативных стратегий, позволивших ей найти понимание со зрителями: язык «Оккупай Уолл-стрит» с повторяющимися словами «проверка микрофона» и хэштеги в твиттере, которые были столь важным элементом последних уличных протестов, от арабской весны до лондонских восстаний 2011-го года. Фанатов Бэтмена пригласили поучаствовать в записи голосов толпы, а потом распространять фотографии люков с граффити. Нолан поиграл с потенциалом и энергией современного коллективного разума своих поклонников в Сети, а ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ показывает, что сила толпы может быть одновременно благой и опасной», — Will Brooker, The Daily Beast
«ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ, уже сделав однозначную заявку на рекордные сборы, несомненно преуспеет в первую неделю после своего старта 20-го июля. Вопрос в том, сможет ли он не упасть в период наград», — Eric Cohn, IndieWIRE
Темный рыцарь Взрождение легенды трейлер
III. КОНТЕКСТ ТРИЛОГИИ
«Ныне, присно и во веки веков ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ будут сравнивать со второй частью трилогии, и он всегда будет проигрывать. Оставим в стороне тот трагический факт, что Хит Леджер скончался сразу после съемок; обратим внимание на менее печальную мысль: фильмы про Бэтмена — жанровые, и потому они становятся несказанно лучше от присутствия «положительных отрицательных персонажей» (а если честно, в них вся соль). В ТЕМНОМ РЫЦАРЕ их двое, Леджер и Аарон Экхарт, и они превратили фильм в тайный римейк ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ЗАСТРЕЛИЛ ЛИБЕРТИ ВЭЛАНСА и СХВАТКИ, в историю о противостоянии права сильнейшего и права законного с их совместным врагом, хаосом.
У Тома Харди в роли Бэйна, наемника в маске, который поставил своей целью уничтожить и Бэтмена, и Готэм, мускулистые плечи и сильный акцент; в нем нет ничего общего с весельчаком, шоуменом и террористом Джокером в исполнении Леджера (особенно, увы, харизмы). А исполненный Аароном Экхартом Харви «Двуликий» Дент, американский шизофреник, перешедший от реформ к мести, куда интереснее новой героини серии — изящного и умелого вора в костюме кошки Селины Кайл в исполнении Энн Хетуэй.
Кайл — блистательная аферистка, но ее истории не хватает мрачной иронии, которая была в сюжете Дента; такие сюжеты лучше всего работают как неискусные трагедии, как «Макбет» в рукавицах, и у Леджера с Экхартом вышла именно такая. Третья часть франшизы про Бэтмена тематически скучнее, структурно менее изящна и не так энергична, как вторая; это не обвинение, а всего лишь констатация факта», — James Rocchi, Movies.com
«Лучше ли третья часть ТЕМНОГО РЫЦАРЯ второй? Если вы предпочитаете ей первую, БЭТМЕН. НАЧАЛО, то и в третьей вам многое понравится, но если нет — ничто не сравнится с ТЕМНЫМ РЫЦАРЕМ. В ТЕМНОМ РЫЦАРЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ есть сцены со всеми главными героями вместе и в костюмах — это явно самая комиксная часть из трех, а еще — самая долгая и эпическая, самая эмоциональная и положившая на кон все. Перед просмотром новой части обязательно нужно ознакомиться с первой; из второй нужно знать лишь то, что Харви Дент стал Двуликим, Бэтмен принял удар на себя, а Рэйчел Доуз погибла — Джокер даже не упоминается. А вот к первой части есть много отсылок, и они влияют на Брюса, других героев и сам Готэм», — Jim Vejvoda, IGN Movies
«Кого бы Warner Bros. не наняли на следующий перезапуск франшизы, удачи ему. Выше планку поднять, кажется, уже невозможно», — Drew McWeeny, HitFix
IV. РЫЦАРЬ И «МСТИТЕЛИ»
«Да, ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ, гипнотическая кульминация трилогии Кристофера Нолана, — это шоу. Но не такое, как обычное летнее приключенческое фэнтези. В фильме есть хорошо поставленные драки, трюки, погони и военная техника, а герои наряжены в костюмы, подобающие Комик-Кону, но Нолан глубочайше серьезен, а его мировоззрение темнее даже заглавного рыцаря. По сравнению с этим осмыслением смертности, людских потерь и уязвимости героизма МСТИТЕЛИ — детский фильм. То, что некогда было бульварным чтивом, на глазах зрителей превращается в современный аналог античных мифов и сатиры Джонатана Свифта. Именно так масштабен и горек третий ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ — и в том его величайшее достижение. Самый ожидаемый фильм лета-2012 стоило ждать.
Может, ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ и не побьет сборы МСТИТЕЛЕЙ, но это гораздо, гораздо лучший фильм — возможно, лучший, самый сложный и самый чарующий супергеройский фильм в истории», — Richard Corliss, TIME Magazine
«Нет мрачнее супергеройских фильмов, чем трилогия Нолана про Бэтмена — но именно в них ярче всего надежда. Ключ к этому — в том, что Нолан верит в людей не меньше, чем в супергероев. В МСТИТЕЛЯХ человечество никак не могло повлиять на свою судьбу, уничтожение грозило Земле просто потому, что один скандинавский бог поссорился с другим, а мы, людишки, могли только возложить свои надежды на шестерых супергероев. А в ТЕМНОМ РЫЦАРЕ Джокер пытался доказать, что люди с готовностью начнут убивать друг друга, чтобы выжить, и почти всегда заблуждался. Звезда трилогии — Бэтмен, но ее настоящий герой — заключенный, выбросивший детонатор за борт», — Amy Nicholson, Boxoffice Magazine
V. ПОЛИТИКА, СМЫСЛЫ, МРАЧНОСТЬ
«Третья — и, по настоятельному утверждению автора, последняя — часть трилогии Нолана про Бэтмена заставит вас возненавидеть жизнь. Это примечательное зрелище, но не менее примечателен и всепоглощающий мрак, которого полны эти фильмы. Ни один фильм прежде не наказывал так яростно и героев, и зрителей во имя развлечения для масс.
Большую часть немалого 164-минутного экранного времени картины Бэтмен недоступен, поскольку его пытает чертов Бэйн. ТЕМНЫЙ РЫЦАРЬ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ примечателен многим: увлекательными погонями, крутейшими машинами и устройствами, восхитительными видами, эпическим размахом, которого мы не видели со времен ВЛАСТЕЛИНА КОЛЕЦ, и кульминационностью, более-менее завершающей сложную сагу. Но наиболее примечательной в этой картине — и это не похвала, а изумленный возглас — является ее удручающая мрачность. Бэтмен — в исполнении блистательного актера, который неповторимо изображает человеческую боль, — невыносимо страдает. Нескончаемо бьют барабаны — до, во время и после неандертальской борьбы Бэтмена и Бэйна. История получила свое: сценарий переосмысляет взятие Бастилии как террористическую атаку», — Joe Morgenstern, Wall Street Journal
«Нолан несгибаем в своем желании продемонстрировать ужас, тоску, отчуждение и бессмысленность в образе города, который вот-вот падет — а спасителя нет. Готэм находится под осадой — это напоминает события 9/11; в какой-то момент часть, однозначно напоминающая остров Манхэттен, оказывается отрезанной от остального мира. И это не попытка сыграть на горячем, а пример того, как Нолан со своим постоянным соавтором — братом Джонатаном — пытаются сделать франшизу актуальным отражением современности. Хищение личных данных, коллапс экономики и восстание рассерженных горожан против самодовольных правящих сил тоже играют свою роль», — Christy Lemire, The Miami Herald
«БЭТМЕН. НАЧАЛО вышел в 2005 году, когда только начался второй президентский срок Джорджа Буша, а Америка погрязла в страхе и отчаянии. Спустя семь лет, посреди величайшего народного и международного беспорядка, дно пучины — уничтожение Готэма, как и предсказывал Ра’с Аль Гул в исполнении Лиама Нисона, — означает также и надежду на перерождение, придание новых смыслов идеалам, стоявшим за основанием США, среди которых главный — ценность отдельной личности», — Todd Gilchrist, Chiller TV
«Что тут не любить? Ну, фильм чересчур стремится превратить супергеройское кино в урок по основам гражданского права. Впрочем, я понимаю, что это вроде как важно для того, чтобы поведать мораль, которую Нолан вкладывает в свою картину. Назовите меня узколобым, но я не уверен, что миру так уж нужен Толстой супергеройского кино (если такое вообще возможно)», — Glenn Kenny, MSN Movies
Источник - Кинобизон.