«Русские идут!» — это уже не вопль ужаса перед «красной угрозой». В Голливуде, где режиссеры отчаянно ищут деньги на серьезные мелодрамы, это крик торжества и облегчения.
Как ни странно, это русское вторжение началось с сегодняшней премьеры
«Машины Джейн Мэнсфилд»(Jayne Mansfield's Car), представленной на Берлинском кинофестивале в конкурсе «Панорама». Это рассказ
Билли Боба Торнтона (Billy Bob Thornton) о столкновении двух культур — британская семья встречается с семейством американских южан на похоронах в маленьком городке штата Алабама. Все это происходит во времена войны во Вьетнаме. Новый фильм Торнтона оплачен рублями.
Роберт Дювалл (Robert Duvall), сам Торнтон, Джон Херт (John Hurt), Кевин Бейкон (Kevin Bacon), Роберт Патрик (Robert Patrick), Рэй Стивенсон (Ray Stevenson) и Фрэнсис О’Коннор (Frances O'Connor) снялись в трагикомической драме, которой Торнтон отметил свое возвращение в качестве режиссера и сценариста после десятилетнего перерыва, воссоединившись со своим старым соавтором, сценаристом Томом Эпперсоном (Tom Epperson).
«Машина» — первый опыт сотрудничества между российской компанией AR Films, которая занимается финансированием, продюсированием и прокатом фильмов (это ее англоязычный дебют) и американской менеджерско-продюсерской фирмой Media Talent Group. Российскую компанию возглавляет
Александр Роднянский («Елена»), американскую – давний менеджер и сопродюсер Торнтона Гейер Косински (Geyer Kosinski), «Турист» (The Tourist).
Совместная работа над
«Машиной» и
«Козлиным островом» (Goat Island) — фильмом Д. Дж. Карузо (D. J. Caruso), который скоро выйдет в прокат, вдохновила компании AR и MTG совместно основать только что объявленный стодвадцатимиллионный фонд для создания еще шести американских картин (по 20 миллионов долларов на каждую) в течение ближайших двух лет.
Косински считает, что фонд будет существенно расширяться. Они с Роднянским подумывают о том, чтобы финансировать и другие совместные проекты. Этот союз обеспечит редкую возможность поддержки для низко- и среднебюджетных серьезных мелодрам.
В случае с
«Машиной» продюсеры дали Торнтону полную творческую свободу, что помогло ему преодолеть тяжелые воспоминания о вестерне «Неукротимые сердца» (All the Pretty Horses), который он ставил в 2000 году.
«В какой-то момент я решил, что навсегда покончу с режиссурой. Это было просто ужасно — при монтаже вырезали не то, что нужно, убирали музыку, и всякое другое по мелочи, — говорит Торнтон с горькой усмешкой. – Так что я решил — ну и что, я актер, буду продолжать играть. И одиннадцать лет я держался».
Передумать Торнтона заставили уговоры Гейера Косински и отсутствие хороших фильмов для взрослой аудитории. «Я сказал себе: ты режиссер и сценарист, так напиши свой собственный фильм».
Источником вдохновения послужили мрачные экспонаты передвижной выставки, посетившей когда-то его родной арканзасский городок — тот же, где вырос и его друг Эпперсон. В частности, в названии фильма фигурирует машина, в которой умерла Мэнсфилд. И еще его вдохновляла память об отце.
«Примерно с моего четырехлетнего возраста отец водил меня и брата смотреть на автомобильные аварии. Он стоял, смотрел, покуривал «Лаки-страйк» и задавал вопросы, как будто пытаясь понять: почему именно этот человек? Почему именно сейчас?»
«Мы, в сущности, снимали кино о трагической романтике, о том, как война воздействует на семьи, на разные поколения, — говорит Торнтон. — Вот эти две семьи заочно терпеть не могли друг друга, хотя никогда раньше не встречались, но война оказалась точкой их соединения».
Где-то посреди работы над сценарием, рассказывает Торнтон, Эпперсон убедил его, что этот фильм он должен снять сам. Он уже начал возвращаться к режиссуре, взявшись за документальный фильм Уилли Нельсона (Willie Nelson) «Король удачи» (The King of Luck), премьера которого прошла в прошлом году на SXSW (фестивале музыки и кино) в Остине. Торнтон говорит, что он придерживает договор о коммерческом прокате на будущее.
Косински стал встречаться с потенциальными спонсорами. «Многие хотели финансировать этот фильм, но они хотели финансировать его, ничего не потратив, — вспоминал Торнтон. — Поразительно, что компания AR Films нашла меня сама. Они услышали мое интервью о картине, сами достали сценарий, связались с моим представителем и заявили: мы хотим финансировать это кино».
По словам Косински, Роднянский — не просто финансист, а настоящий продюсер, творческий человек, который принял близко к сердцу ту историю, которую рассказывает Торнтон. «Он не просто понимает, что такое хорошая история, он видит и ее коммерческий потенциал, и нас покорила его готовность участвовать в качестве творческого партнера».
Актеры работали за минимальную зарплату; съемки продолжались 32 дня (и потрачено на них было, по словам Косински, меньше 15 миллионов долларов). В работе принимали участие несколько ключевых членов съемочной группы знаменитого фильма Торнтона «Отточенное лезвие» (Sling Blade). Продюсеры также сделали смелый шаг, профинансировав фильм без предпродаж — проданы только права в России, доставшиеся независимой дистрибуторской компании «Кино без границ», принадлежащей AR, и нескольким мелким компаниям. Для продвижения фильма заказана реклама на транспорте Москва и Санкт-Петербург, ведутся переговоры о размещении рекламы на профильных интернет кино порталах.
«Мы выбрали Берлин для мировой премьеры по стратегическим соображениям, — сказал Косински. — Мы ничего не продавали до этого, чтобы у каждого был шанс поучаствовать».
Компания WME Global будет заниматься продажами на внутреннем рынке, а компания Hyde Park Intl. — на международном.
И AR, и MTG будут продолжать продюсировать фильмы независимо друг от друга; «Машина» стала первым, но, безусловно, не последним шагом Роднянского на американском рынке. Новость о создании совместного фонда была обнародована в прошлом месяце, после чего была создана компания AR Films U.S., которая будет заниматься продюсированием и продажами в партнерстве с лос-анджелесской фирмой Aldamisa Entertainment; новую компанию возглавил исполнительный продюсер «Машины» и «Острова» Сергей Беспалов.
Первые два фильма этой компании были заранее проданы на Европейском кинорынке (EFM). Это сиквел боевика Роберта Родригеса (Robert Rodriguez) «Мачете убивает» (Machete Kills) и пока неозаглавленный триллер режиссера Ренни Харлина (Rennie Harlin), основанный на реальных событиях — загадочной гибели девяти туристов на перевале в Уральских горах в 1959 году (впоследствии названном перевалом Дятлова).
Роднянский не возражает и против жанровых фильмов (что доказывает как ожидаемая в скором времени трехмерная эпическая картина «Сталинград» и коммерческие хиты его продюсерской компании Non-Stop Prods.), однако его прошлая карьера говорит об изысканном вкусе. Родившийся на Украине Роднянский был кинодокументалистом, а позже — владельцем российского кинофестиваля «Кинотавр».
«Я уверен, что фильмы с интересными персонажами, которые написаны хорошими сценаристами и поставлены хорошими режиссерами, найдут своего зрителя и смогут путешествовать по всему миру, по всем площадкам, — говорит Роднянский. — Когда я решил поехать в Америку и осмотреться там, я искал хорошие истории, которые рассказывают о чем-то, в чем я разбираюсь, и людей, которым я верю и чье мастерство ценю. В то же время я стараюсь развивать свой бизнес, думаю, как наилучшим образом дополнить эту деятельность у себя дома, ищу максимальную синергию и новые возможности. Я всегда об этом думаю».
«Действие
«Машины» происходит в Алабаме в 1969 году, и есть какая-то ирония в том, что именно русские оказались единственными, кто согласился выделить приличный бюджет на финансирование этого фильма, — говорит Торнтон. — Они все поняли с полуслова».