В истории СССР очень много белых пятен. Особенно «запятнана» она при И.В.Сталине, когда НКВД (потом МВД) играл очень большую роль. Поисками классовых врагов, и «чистками» занимались серьезно и основательно внутри страны, но работала и разведка, которая отслеживала внешние проявления агрессии против СССР.
Осталось загадкой – почему при мощной государственной структуре выявления внешних и внутренних врагов – Великая Отечественная Война для всех советских людей началась неожиданно и внезапно. Известно, что между И.В.Сталиным и А.Гитлером было подписано секретное соглашение о ненападении.
трейлер к фильму «Шпион»
Разведка знала о готовящемся вторжении нацистских войск, но почему «вождь мирового пролетариата» проигнорировал эту информацию, осталось загадкой. Свой ответ на этот вопрос пытается найти очень известный писатель Борис Акунин (настоящее имя - Григорий Шалвович Чхартишвили) в книге «Шпионский роман».
Сейчас в российский прокат выходит киноверсия этой истории. Очень талантливый режиссер, дебютант в кинематографе, Алексей Андрианов снял прекрасный фильм «Шпион». По произведениям Б.Акунина снято много фильмов: «Турецкий гамбит» (реж. Джаник Файзиев), «Азазель» (реж. А.Адабашьян), «Пелагия и белый бульдог» (реж. Юрий Мороз), «Статский советник» (реж. Филипп Янковский).
В последней экранизации книги писателя «Шпионский роман», как и в кино, достоверно только одно историческое событие – начало Великой Отечественной Войны. Главная пружина книги и фильма - это борьба двух разведок: нацисткой и советской.
В Москву для дезинформации о действиях гитлеровских войск заслан немецкий шпион Вассер. Выявить фашистского агента и предотвратить внезапность войны берутся майор Октябрьский (актер Федор Бондарчук) и лейтенант, который занимается боксом, Дорин (актер Данила Козловский). Блестяще играют в паре (начальник – подчиненный) Федор Бондарчук и Данила Козловский.
Их слаженность напоминает актерский дуэт Вл.Высоцкого и Вл.Конкина в картине Ст.Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Про Федора Бондарчука много сказано хорошего, поэтому хочется немного сказать о восходящей звезде российского кино – Даниле Козловском.
Он студент 4 курса театрального курса, мастерской Льва Додина. С прекрасной фактурой и мощным драматическим талантом такой актер надолго запомнится зрителям. Григорий Шалвович Чхартишвили, по профессии - переводчик японского языка. Начинал свою писательскую деятельность под разными псевдонимами, а Борисом Акуниным стал подписываться, под детективными, приключенческими романами, где главный герой обладает необычайно сильным темпераментом.
В Википедии говорится, что японскому слову «акунин» (яп. ??) примерно соответствует «злодей, являющийся сильным и волевым человеком». Может быть, это несоответствие «злой» предвоенной атмосферы в фильме и не хватает. Писатель Б.Акунин сильно сомневался в кандидатуре режиссера, но когда Алексей Андрианов предложил создать архитектуру Москвы 1935 годов, которая стала местом действия в фильме, писатель доверился этому пластическому решению.
Фильм тяготеет больше к приключенческому жанру в отличие от писательского «первоисточника», но раз сам автор дал индульгенцию режиссеру – вопрос закрыт. Мы не упомянули одного: Москву «достроили» с помощью компьютерной графики – в фильме на том месте, где стоит Храм Христа Спасителя, появился огромный памятник В.И.Ленину, стоящий наверху 400 метрового Дворца Советов.
По Москве ездят двухэтажные троллейбусы, такие действительно были, но в фильме они пришлись, как необычный антураж. Москва стала неким выдуманным городом, в котором разыгрывается это детективное приключение. Получился в итоге русский комикс. Москва действительно выглядит совершенно фантастическим и необычным местом. Художники прекрасно воплотили замысел режиссера – Москва кажется экзотическим городом. Купить картину можно на DVD-диске, но лучше сходить в кинотеатр.