Наконец-то в российском прокате стартовала норвежская трагикомедия, которую у нас перевели как «То, что ее заводит» - настоящий дебют, как для ее постановщика Яннике Систад Якобсен, так и первая роль двадцатилетней норвежской актрисы Хелен Бергшолм.
Фильм, безусловно, специфический и является скорее арт-хаусом, чем интересным молодежным мейнстримом. Однако при всей своей угрюмости и однотипной манере съемки, при которой различные объекты маленького городишка постоянно повторяются, смотрится он довольно интересно, да и хронометраж имеет небольшой – всего 76 минут.
трейлер к фильму «То, что ее заводит»
И хотя картину заявили как молодежную комедию (что явно не соответствует действительности), фильм представляет собой скорее мелодраму, в которой поднимаются проблемы взросления. Все-таки извечная тема одиночества подростков в жестоком мире непонимания и отчужденности никогда не надоест режиссерам, ровно, как и зрителям.
Но вот то, как это будет обыграно на экране – вопрос совсем другой. О быте и проблемах молодежи провинциальных городков снято уже немало. Взять тот же, весьма удачный, сериал гениального Дэвида Линча «Твин Пикс» или нуарную картину Райана Джонсона «Кирпич». К сожалению, «То, что ее заводит» явно сложно отнести к числу больших творческих удач. Однако и плохим этот фильм не назовешь.
Возможно, режиссеру не хватает опыта и не всегда удается показать всю правду жизни. Возможно, сценарий где-то провисает. К тому же уложить всю проблематику повествования в столь скромный хронометраж картины – занятие явно не простое.
Зато настоящая ценность этого фильма, пожалуй, в том, что он действительно может обратить внимание родителей на то, что порой происходит с их детьми в период так называемого трудного «переходного возраста». Внутренний кризис девочки-подростка показан тут прямо и без купюр, иронизировать по его поводу не стоит, впрочем, как и проявлять повышенный интерес.
А вот надежду на неповторимый скандинавский колорит (можно вспомнить великолепную в этом плане картину Томаса Альфредсона - «Впусти меня», вышедшей на экраны в 2008 году) фильм не оправдывает. И универсальность провинциального городка – а ведь эта история могла произойти где угодно – тоже нельзя отнести в актив. В данном конкретном случае это скорее минус.
Финал фильма немного выруливает к свету, не скатываясь к банальной суицидальной безысходности и не разбивая грезы о хороших друзьях и «большом городе» в пух и прах, даря последней сценой надежду на поддержку, любовь и понимание. И хорошо, что второстепенные линии не обрываются внезапно и не заканчиваются ненужным твистом – скелеты в шкафу остаются на прежнем месте, и с этим ничего не поделаешь. Однако жизнь продолжается, идет своим чередом, а впереди обязательно будет что-то хорошее.
К слову, информация для тех, кто любит смотреть кино, не выходя из дому. Совсем скоро картина будет доступна отечественным зрителям для бесплатного просмотра - онлайн кинотеатр с интересным названием Видеозуд обещал устроить небольшую премьеру.