Всем привет в клубе любителей фильмов ужасов «КЛУБ-КРИК»! Мы продолжаем исследовать классические архетипы жанра «хоррор». В фокусе нашего внимания сегодня крайне переменчивые существа – оборотни!
Тонкая грань между животным и человеческим началом всегда волновала воображение людей. Среди всех тотемных животных самым «близким» к человеческой агрессивности и жестокости оказался… конечно, волк!
«Волк – архаический символ, глубоко связанный с искусством войн и имевший особое значение в норвежской и тевтонской мифологии. По преданиям, берсеркеры, древние воины, носили шкуры волков и других животных, дабы приумножить свою ярость. Конец света представляли, как волка, пожирающего солнце. Волк же охранял ворота Валхаллы. А по римскому преданию, волк был священным животным Марсы, бога войны». (Дэвид Дж. Скал «История хоррора в кино»).
В литературе классический волк-оборотень появлялся множество раз еще в XIX веке («Хуго, вервольф» (1838) Сазерленда Мензиса; «Вервольф Вагнер» (1846) Джорджа Рейносльдза), однако архетип оборотня исследователи чаще связывают с фантастической новеллой Роберта Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886), которая дает оборотню не физическую, а психологическую интерпретацию. В этом смысле маньяк Норман Бейтс из «Психоза» Роберта Блоха (и экранизации Альфреда Хичкока) — самый настоящий оборотень!
Самой первой лентой о волках-трансформерах стал немой фильм «Оборотень» (The Werewolf) вышедший в 1913 году (фильм был безвозвратно утерян при пожаре в 1924). В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм «Лондонский оборотень» — Джек Пирс создал для этой ленты впечатляющий «косматый» грим, но актер Генри Халл не захотел тратить время на его нанесение, и в картину вошел менее «волосатый» вариант. Спустя 6 лет грим работы Пирса примерил на себя другой актер – легенда фильмов ужасов студии Universal Лон Чейни-младший. В 1941 году он сыграл главную роль в ужастике «Человек-волк», ставшем классикой «страшного» кино.
Тема волка-оборотня оказалась созвучной тревожному военному времени – в Европе уже бушевала Вторая Мировая Война. Студия поспешила выпустить сиквелы «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943), «Дом Франкенштейна» (1944), «Дом Дракулы» (1945) и комедийный «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» (1948), в которых Человек-Волк сражался со всеми популярными монстрами из «вселенной» Universal (попытки смешать всех чудовищ в одном кадре продолжаются по сей день – например, в 2004 году в «Ван Хельсинге»). Студии-конкуренты также выпустили свои фильмы про зубастых и клыкастых, среди которых выделяется фильм Жака Тернера «Люди-кошки» (1942), удостоившийся ремейка (с Настасьей Кински и Малькольмом Макдауэллом) в 1982 году. Классический «Человек-волк» ждет своей реинкарнации дольше – ремейк выйдет этой осенью, а в шкуру волка влезет Бенисио Дель Торо.
База данных IMDB хранит информацию о 175 фильмах и 73 телефильмах с участием оборотней. Как и в случае с вампирским кино, разнообразие жанров, в которых «наследили» эти хищники, поистине велико. Тем интереснее, на какие именно фильмы обратили внимание наши сообщники – всего они назвали 23 ленты. Как ни странно, в их число не попала такая классика советского кино, как «Обыкновенное чудо» Марка Захарова (помните медведя-оборотня?) Неужели мы априори считаем, что «фильм про оборотней» — это всегда жуткий хоррор про кровожадных волков-зверолюдей? Давайте посмотрим…
На третьем месте, действительно оказался классический представитель жанра – ужастик Джона Фоссета «Оборотень» (в оригинале – «Ginger Snaps», 2000). В нем есть все атрибуты: нападение в ночи, мучительные превращения, страх за близкого человека, превращающегося в монстра. Впрочем, из ряда «обычных» ужасов его выделяет нестандартный сюжет – речь в фильме идет о двух сестрах, которые несколько не от мира сего. Больше всего сестричкам нравится… снимать любительские фильмы ужасов. Их фантазии оборачиваются реальностью, когда одну из сестер кусает оборотень – и теперь вторая должна решить, хочет ли она последовать за сестрой, или предать ее… Убедительная игра Эмили Перкинс и Кэтрин Изабель способствовали успеху фильма – вслед за ним последовал достойный сиквел «Сестра оборотня» (Ginger Snaps: Unleashed, 2004) и слабенький приквел «Рождение оборотня» (Ginger Snaps Back: The Beginning, 2004).
«Оборотень» (2000)
На втором месте – романтическая сказка Ричарда Доннера «Леди-ястреб» (1985). Мишель Пфайффер и Рютгер Хауэр играют неразлучную влюбленную пару, счастью которой мешают два досадных обстоятельства: ночью герой превращается в серого волка, а днем его возлюбленная превращается… в ястреба. Вот и мучаются герои от страшного заклятья, пока не встречают паренька Гастона (Мэтью Бродерик), который может им помочь…Кто сказал, что фильм об оборотнях не может быть романтичным? :-)
«Леди-ястреб» (1985)
На первом месте нашего КРИК-парада оказался хоррор 1994 года Майка Николса «Волк» с демоническим Джеком Николсоном в главной роли. Его партнершей по фильму стала… всё та же Мишель Пфайффер! Поистине, впору объявлять ее королевой оборотнических фильмов! Впрочем, первую скрипку в фильме играет, конечно, Николсон. Его герой – стареющий и теряющий деловую хватку издатель Уилл Рендалл – начинает чувствовать в себе необычные изменения – сразу после того, как его кусает волк. Держитесь – конкуренты! И хотя в фильме есть стандартный хоррор-сюжет (укус – трансформация – монстр), главное в фильме все-таки не кровища, а психологические аспекты превращения мягкого человека в агрессивного хищника: что-то похожее происходило с другим героем Николсона в кинговско-кубриковском «Сиянии». Кстати, в «Волке» ни разу не употребляется термин «оборотень»!
«Волк» (1994)
А вот и все герои нашего Топ-23. Фильмы выстроены в порядке поступивших за них голосов; при равенстве голосов фильмы распределены в зависимости от количества оценок «Нравится» за них на сайте ilovecinema.
Место — Фильм — Страна – Год
1 — Волк — США – 1994
2 — Леди-ястреб — США — 1985
3 — Оборотень — США — 2000
4 — Вой — США — 1981
5 — Волчонок — США — 1985
6 — Серебряная пуля — США — 1985
7 — Оно — США — 1990
8 — Американский оборотень в Лондоне — Великобритания — 1981
9 — Американский оборотень в Париже — США — 1997
10 — Люди-кошки — США — 1982
11 — Ромасанта: охота на оборотня — Великобритания — 2004
12 — Гарри Поттер и Узник Азкабана — США — 2004
13 — Ван Хельсинг — США — 2004
14 — Братство волка — Франция — 2001
15 — Другой мир — США — 2003
16 — Семейка Адамс — США — 1991
17 — Баффи — истребительница вампиров — США — 1997
18 — Оборотни — США — 2005
19 — Псы-воины — Великобритания — 2002
20 — В компании волков — США — 1984
21 — Сестра оборотня — США — 2004
22 — Волки-оборотни — США — 2006
23 — Большой плохой волк — США — 2006
Как видим, оборотни могут быть очень разнообразны: и ястребы, и медведи, и кошки… Хотя лидерство у волка не отобрать: помимо фильма-победителя слово «волк» присутствует в 26% лент из нашего КРИК-парада! Стоит упомянуть классические фильмы, не вошедшие в тройку лидеров: леденящий душу хоррор Джо Данте «Вой» (породивший 6 сиквелов), экранизацию Стивена Кинга «Серебряная пуля» по новелле «Цикл оборотня» (рядом в КРИК-параде стоит еще одна экранизация Кинга – «Оно» про чудовищного оборотня-клоуна), классику Джона Лендиса «Американский оборотень в Лондоне», вдохновившую Майкла Джексона на клип «Триллер», впечатляющий дебют Нила Маршалла «Псы-воины», фэнтези Лена Вайзмана «Другой мир» (недавно на экраны вышел его приквел) и множество других любопытных фильмов, в которых оборотни либо играют главную роль, либо являются колоритными второстепенными персонажами. Похоже, у кинематографистов в запасе еще много историй о «волках в овечьей шкуре», которые только и ждут, чтобы напугать благодарных зрителей жанра хоррор…
(с) «КЛУБ-КРИК», 2009