Эпизод в кафе стал идеальной иллюстрацией просмотра и обсуждения, прошедших в Киноклубе. Я ждал Соню, за соседним столиком сидела парочка юношей. Одного поначалу принял за девушку; точеные-лощеные, словно с плаката Lacoste. Вот они встают, один подходит к шкафу, где висят на плечиках пальто, и, указывая на мое, спрашивает у своего приятеля: «Твое?». Ужас на лице второго мальчика неописуем: «Ты что, такое дешевое?!». Разве можно быстрее дать оценку человеку? И не поступаем ли так и мы в условиях мегаполиса, когда определять – кто вокруг тебя, необходимо быстро; помогают в этом лишь подобные маркеры. Поправка: тем, кто готов определять реальность по «флажкам».
К фильму Френкеля относился, как к безделушке. Да, история девочки, которая попала в модный журнал и чуть не сгинула там. Ну, не сгинула, и что? Но иллюстрация мощная, и применима к моей жизни также. Фильм предложила Лида, и тезис был прост: «Там, где нет любви, нет и свободы». Карьера провинциальной Андреа в журнале «Подиум» для многих не репортаж с другой планеты, даже тем, кто с модой не связан. Как приятно говорить, что ты работаешь на Первом канале, хотя ты живешь там с десяти утра и приезжаешь домой за полночь. Ну, а как иначе? Не похвастаешь же ты, что ведешь колонку в «Сельской нови»? Тебе кажется, что причастность к известному имени откроет все двери? Но это только пока ты рядом с именем. И стань ты хоть личным помощником Кого-тоТам; уйдя от него, ты станешь… невидимым.
Полезный фильм, он показывает, как тебя поглощает мегамашина и какие механизмы идут в ход, чтобы из личности сделать винтик. Ни у кого не падала самооценка после ругани начальника? Андреа, успев все сделать, торжествующе произносит: «О, так я не круглая дура!». Никто не слышал о статусных браках? В фильме этого нет, но, если бы Андреа пришлось привести на корпоративную вечеринку своего парня? Ее любимый был бы неуместен, как богато накрытый стол посреди свалки. И потом последовала бы очередная ссора.
Как она попалась на крючок? Восторги друзей от аксессуаров и сумок, которые она принесла из «стана врага», подтвердили уверенность – я на верном пути. И та, что поначалу была в ужасе от цокалок и удушающего гламура, начала превращаться в подобие, дабы лучше функционировать. И быть на виду. Ведь миллионы девушек готовы убить за такую работу.
Роскошно подана Миранда Пристли. Можно лишь догадываться, какой она была в юности, но то, что сейчас она на троне, подтверждает, что ей пришлось использовать все свои ресурсы на пути наверх. Сейчас она использует чужие. Вся она – в работе, и, как жаль, что девочкам (дочерям) придется привыкать к новому отчиму! Актриса Стрип смягчила образ, отчего он стал трагичнее. У Миранды, кроме журнала, ничего нет. Мегамашина, созданная ею, забрала у нее все. И, чтобы просыпаться по утрам и мчаться в свой офис с видом, ей, видимо, иногда нужны веские причины. Но… все же хотят так жить! Да, не комедия ничуть.
Мы в обсуждении затронули желания. Откуда они берутся? И как закабалены мы, идя на поводу у одежды, которая хочет нас обнять, у сигарет, которые выкуривают нас и роскоши, которая желает очеловечиться? Гламур – это диагноз общества, пространство без смысла и ценности. Есть маски, и мы тянемся к ним, чтобы стать заметнее. В пространстве мегаполиса каждый – часть безликой массы. Если в городах (не мегаполисах) есть пространство и точки, определяющие нас, то в мегаполисе надо обладать БИРКОЙ, чтобы не затоптали. И вот, приезжает в Москву парень. Он понимает, что без неких вещей он не вхож в клубы, без имени – в конторы, без статуса – в дамки. И на помощь приходят желания, которые направляют человека, если он стремится быть видимым, значимым, весомым.
Подобные манипуляции подробно рассматривает Учитель А.Б. Покой. Ознакомьтесь, если еще не читали. А мы в воскресенье смотрим фильм Жан-Пьера Жене «Амели» по теме «Жизнь без мегамашин». Попробуем, во всяком случае!