81 церемония вручения наград киноакадемии завершилась. Возможно, у победителей и сопереживающих им осталось хорошее послевкусие, но в целом церемония споткнулась о попытку показать что-то новое в самом представлении, киноакадемия, в свою очередь, сыграла в абсолютно запоздалую и конъюнктурную игру, когда выбирают форму, а не содержание.
Все началось на красной дорожке, ровно за полчаса. Актрис спрашивали исключительно про дизайнеров платьев, затем все это дополнялось словами о великолепной и изумительной роли. Только журналисты это делали настолько ожидаемо с восторгом, что все быстро превратилось в монотонные монологи. Актрисам и актерам оставались лишь реплики, типа «Thank you», «Thank you so much», «Thank you very much».
Оскар начался, на сцене появился ведущий Хью Джекман, по совместительству, вроде, актер. Было ли это главной ошибкой устроителей — сказать трудно, но, либо сценаристы не удосужились написать для Джекмана одной-двух нормальных реплик, либо режиссер не стал их включать в программу. Поэтому на сцене оставался актер Джекман, которому не объяснили, что надо играть, а зря, ведь потенциал у него большой. Однако Хью красивый мужчина, поэтому рейтинги должны были показывать учищенное сердцебиение женщин и геев по ту сторону экрана.
Поппури из пяти номинантов в исполнении Джекмана больше напоминали ранние видеоклипы Бритни Спирс, где танцуют в такт тексту и ритму, только как-то бессмысленно, но оторваться трудно. На секунду все исправилось благодаря голосу Энн Хэтуэй, пошутили над «Чтецом», на том все должно было и закончится. Но, Хью пошел в зал, очень зря, очень неумело, с фамильярными похлопываниями и пресными шутками.
Все четыре актерские номинации представляли пять актрис или актеров, получившие такую же награду в свое время. Это было эффектно, речь представляющего номинанта актера или актрисы сводилась к комплиментам, кто-то шутил, кто-то, как Эдриан Броуди выступил обыкновенным хамлом.
Раздача статуэток две трети своего времени шла предсказуемо и ожидаемо. Пенелопа Крус (Вики Кристина Барселона) получила своего первого Оскара за лучшую женскую роль второго плана, искренне радовалась и вспоминала Альмодовора. Дастин Лэнс Блэк (лучший оригинальный сценарий; Милк) на радостях рассказал, что он гей, а всех остальных настигнет признание прав сексуальных меньшинств на федеральном уровне. Второй Оскар для сценаристов (лучший адаптированный сценарий) получил Саймон Бофой (Миллионер из трущоб), победитель не стал говорить о себе, а просто всех благодарил.
Настал черед анимации, на сцене появились чудесная Дженнифер Энистон и Джек Блек, который сказал, что зарабатывает на мультфильмах намного больше, просто потому, что один раз в год озвучивает мультфильм студии DreamWorks, а заработанные деньги ставит на победу мультфильма студии Pixar в конце февраля. Счастливое лицо Джеффри Катценберга (глава DreamWorks Animation) так и не показали. Эндрю Стэнтон и Валл-И получили награду, со сцены прозвучало «Стив Джобс», на том и разошлись.
Чуть позже, на сцене появился грузчик (Дэниел Крейг) и сомнительная женщина (Сара Джессика Паркер). Они запинались и раздавали премии художникам, гримерам и костюмерам.
Бен Стиллер удачно вошел в образ сошедшего с ума Хоакина Феникса в стиле Энди Кауфмана, до него шутили лишь Тина Фей и Стив Мартин, то есть это было просто необходимо.
Чуть позже обнаружился самый светлый момент церемонии — Дэйл Дэнтон (Роген) и Сол (Франко) смотрят оскаровских номинантов. Видеть это надо было обязательно. Диалоги в стиле:
— Мужик, «Миллионер из трущоб» — это лучшее кино, без вариантов!
— Вообще-то, это кино «Гуру Любви».
— А, все равно отличное.
Коллективное ржание продолжилось над «Чтецом» и «Сомнением», на лице Рогена был осуществлен эпизод из «Рестлера» со степлером и долларом, потом к ним присоединился известный оператор Януш Камински, не чаящий души, как оказалось, в кинофильме «Зохан».
Баз Лурман поставил номер с мюзиклами, где были Джекман, Зак Эфрон (умри все живое), девочка из «Мамма мия!» и остальные непонятные люди. Когда номер завершился — показали Лурмана, на его лице был конфуз.
Посмертно наградили Хита Леджера (Темный Рыцарь) — это было скучно, поскольку всю категорию собрали под него, за исключением актера Шэннона (Дорога Перемен). Одним из тех, кто представлял номинантов, оказался Кьюба Гудинг-младший. На секунду стало страшно, но Кьюба сумел заставить себя замолчать.
Джерри Льюиса привели и показали народу.
Дальше произошло очень странное событие — индус Рахман (Миллионер из трущоб), ходят слухи, что он композитор, получил награду за лучшую музыку к кинофильму. К сожалению, у Рахмана музыки есть минут на пять, но Оскар же должен постоянно плохо удивлять. Затем, сокращенная до трех номинаций категория «лучшая оригинальная песня к фильму» принесла Рахману второго Оскара. Тоже, знаете ли, забавный набор звуков. Он еле-еле что-то произнес в благодарность, такое ощущение, что во рту был дым от косяка и он боялся, что если выдохнет, все поймут в чем дело.
Главное событие — академики совершенно правильно забыли «Вальс с Баширом», не решив ввязываться в политику, а так же «Класс», с которым все стало ясно, когда не включили «Гоморру» в список номинантов. Победили в номинации «лучший иностранный фильм» японцы (Departures), и это было приятно, все-таки из одной страны, где творил Куросава и получал такие же статуэтки.
Куин Латифа решила спеть на фоне картинок с умершими деятелями кино — зачем, опять же, трудно объяснить.
Дэнни Бойл (Миллионер из трущоб) получил ожидаемый Оскар за лучшую режиссуру, настало время двух главных актерских номинации и лучшего фильма года. Кейт Уинслет (Чтец) получила справедливо, но не за фильм, а за карьеру, а Шон Пенн (Милк) так и непонятно почему. Зато образ Микки Рурка остался нетронутым какими-то академиками.
Лучший фильм — привет от формы. Содержания у «Миллионера из трущоб» нет и он забудется быстрее, чем «Влюбленный Шекспир», но есть представляющий номинацию Стивен Спилберг, которого будут финансировать индусы следующие годы. В ответ, надо бы Лакшми Митталу поддержать оставшийся Голливуд.
Резюме простое — Оскар по-прежнему не имеет равных, есть очарование величием, но оно сходит на нет быстрыми темпами. На следующий год надо вернуть Джона Стюарта, Джека Николсона, старую сцену и нормального постановщика церемонии. Хотя бы.