Помню его в роли уличного певца в «Бегстве мистера Мак — Кинли», ведущего своими песнями зрителя через весь фильм, от эпизода к эпизоду, сопровождая ими моральное и нравственное падение героя Донатаса Баниониса. А ещё помню его в роли прикованного к рулю грузовика военнопленного шофёра из фильма «Единственная дорога». Их было не так уж и мало, больших и маленьких ролей, не просто сыгранных, а по-настоящему прожитых Высоцким на съёмочной площадке….
Но мне хочется вспомнить ещё и о тех ролях, которые так и не были им сыграны…Их тоже было много… Как много было и песен, им не спетых… Например, в фильме «Вооружён и очень опасен», снятом по произведениям Брет Гарта, где его песни пела Людмила Сенчина. И этот, не особо выдающийся фильм, собирал полные залы. Люди шли послушать песни на стихи Высоцкого, даже и не им исполненные.
За маской не узнать лица,
В глазах — по девять грамм свинца,
Расчет его точен и ясен.
Он не полезет на рожон,
Он до зубов вооружен
И очень, очень опасен!
Эти слова из песни, называющейся так же, как и фильм, «Вооружён и очень опасен», на мой взгляд, очень подходят для характеристики цензоров, которые так часто не утверждали Высоцкого на роли, выкидывали и запрещали его песни, ложили на полки фильмы и закрывали спектакли с его участием, запрещали выпуск пластинок и сборников стихов. Уничтожались даже фото и плёнки с кинопроб… Но вот так же уничтожить и запретить любовь, даже обожание к Высоцкому у народа той огромной страны эти всесильные цензоры не могли. И это пугало их всё больше и больше.
Гайки закручивались всё туже. Всё чаще заставляли режиссера заменить неугодного актёра или просто запретить съёмки фильма.
В фильме Альберта Мкртчяна «Земля Санникова» Высоцкий должен был играть роль Крестовского, и эту роль он очень хотел сыграть. Как и Мкртчян хотел видеть в этой роли именно его. Для этого фильма Владимиром Высоцким даже уже были написаны три песни: «Белое безмолвие», «Капитана в тот день называли на „ты“» и «Чуть помедленнее, кони». Последняя песня стала впоследствии очень популярной. Настолько популярной, что эти самые кони теперь изображены на памятнике на его могиле, слившись в одно целое с фигурой Высоцкого и его гитарой.
Кроме того, на роль невесты начальника экспедиции Мкртчяном была приглашена Марина Влади. Роль небольшая, но она давала возможность супругам на время съёмок быть вместе. К тому же участие в фильме такой звезды как Влади, повышало интерес к фильму и за рубежом тоже. Но, по злой иронии судьбы, за несколько дней до начала съёмок по «Немецкой волне» передали песни Высоцкого и с роли его сняли, хотя съёмочная группа уже выехала на Финский залив. Режиссёр Альберт Мкртчян до последнего надеялся, что всё же снимет в своём фильме Высоцкого и под разными предлогами откладывал со дня на день начало работы, ждал его приезда. Сам Высоцкий в это время ходил по кабинетам чиновников от культуры, даже домой к Шауро, тогдашнему главному цензору, пел песни, написанные к фильму, просил вернуть на роль, что делал в крайне редких случаях… Но всё было напрасно. На роль его так и не утвердили. И вместо него был приглашён Олег Даль, крайне обиженный тем, что эту роль (которую он тоже очень хотел сыграть) ему не отдали сразу, а вызвали заменить другого актёра. И работать с ним Мкртчяну было очень сложно.
Так же Александр Стефанович хотел снять Высоцкого и Марину Влади в своём фильме «Вид на жительство», где он должен был сыграть роль диссидента, бежавшего на Запад, встречающего там свою любовь. Там он пишет свои песни, изливая в них свою тоску по отнятой Родине. Но снимать в этой роли Высоцкого запретили категорически. В этой роли снялся Альберт Филозов, тогда ещё начинающий актёр. И играл он уже не поэта, а врача. А вместо Влади его возлюбленную сыграла Виктория Федорова. Именно эта роль стала для Филозова началом актёрского успеха и вполне заслуженной его сегодняшней славы. Она принесла ему признание и известность.
Были и такие фильмы, где Высоцкий очень хотел сыграть, но которые так и не были сняты. Это «Сирано де Бержерак» Эльдара Рязанова, где Высоцкий мечтал сыграть роль поэта, так непохожего ни на кого, «белую ворону». Правда, сам Рязанов видел в этой роли Евгения Евтушенко…
А ещё так и не осуществилась мечта Иосифа Хейфица снять фильм по «Одесским рассказам» и «Закату» Бабеля с Владимиром Высоцким в роли Бени Крика…
Можно только горько сожалеть о том, сколько интересных и значимых ролей и фильмов мы так и не увидели. И уже больше никогда не увидим.
И радоваться тому, сколько блестящих, неповторимых и незабываемых ролей и песен в разных фильмах нам оставил этот уникальный и великий актёр и поэт, ещё при жизни своей ставший легендой.
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!
Но что-то кони мне достались привередливые,
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!
Я коней напою,
Я куплет допою, —
Хоть мгновенье еще постою на краю!...