Такое ощущение, что Уэс Андерсон перед тем, как начать новый фильм, открывает дневник. Или блокнот с заметками. А может, альбом семейных фотографий. Его картины наполнены светлой грустью и смехом сквозь слезы. Сквозная тема – семья. В «Семейке Тенненбаум» бывшие вундеркинды объединяются с безответственным отцом, в «Водной жизни» – исследователь обретает сына, а в «Поезде на Дарджилинг» три брата отправились в Индию, чтобы повидать мать. Та сбежала с похорон их отца, и явно должна ответить на вопрос «почему?». Братья ссорятся, дерутся, таскаются с коброй, чемоданами, отцовскими вещами и полуразорванными связями.
Фильм представляла Ольга. Ее тезис: «Если ты хочешь узнать что-то о себе, не ищи это в семье». Андерсон густыми красками исполнил эту мысль: врозь каждый из братьев слабое звено. Один попал в аварию, второй не умеет строить отношения, третий хочет бросить жену. Им тоскливо без покойного отца, и они разыскивают мать, чтобы она направила их. Хоть куда-нибудь. Отсюда шел второй тезис защиты: «Оставьте родителей в покое и начинайте жить сами!».
Ольга: «В нашей европейской культуре обращение к своим детским переживаниям и семейным отношениям уже стало не объяснением, а оправданием. Такая универсальная отмазка, по типу игры „Ну, что вы хотите от человека с одной ногой“, в смысле от человека у которого было такое детство, такая мама и такая папа, которые не давали ощущения, что мир меня принимает. В общем, вся эта психотерапевтическая отмазочная бредятина настолько въелась, что нужно предпринимать специальные усилия, отделяя ее от жизни. Смысл всех отмазок — найти повод не жить. И внутри каждой семьи лежит немало интересных тайн и жутких историй, но если у тебя нет своей жизни, все это жмых и шелуха. Часто кажется, что родители, те, кто произвел и выпустил вас на этот свет, точно должны знать о вас какую-то „военную тайну“. Они же вас „сделали“. Значит, должны понимать в вас больше, чем вы. Это — иллюзия.
Мы, близкие люди, гораздо дальше друг от друга, чем нам бы хотелось, чтобы не вспоминать о призраке одиночества. В фильме один из трех братьев спрашивает: „А могли бы быть друзьями такие люди как мы, если бы не были братьями?“. По сюжету — вряд ли. Однако они „близкие люди“. А близкие люди — это те, кто могут убить нас легче, чем все остальные. К счастью, не всегда хотят. Но есть предел, до которого осмысленно пытаться смотреть на себя через отношения с родственниками. Своя жизнь начинается тогда, когда перестаешь искать ответы на жизненные вопросы в шкафах родительского дома».
Собственно, это был двадцатый фильм, который был взят участниками Клуба в список. Отчет о «двадцатке» будет позже, равно как и новости об очередных проектах Киноклуба.