Платон, 2008 год, режиссер Вартан Акопян
Наше родное кино переняло ту же порочную практику, что и в Голливуде: снимает кино одна команда, а трейлеры к фильму — другая. Велик список лент, что провалились в прокате «благодаря» роликам, которые должны были заманить зрителей в залы. После просмотра фильма «Платон» хочется спросить у творцов ролика: о чем делали клип? С другой стороны, очароваться было приятнее. При просмотре трейлера возникает ощущение, что тебя ждет вакханалия с лейблами, девочками и отсутствием стройного сюжета, а на деле художественный дебют режиссера и сценариста Акопяна оказывается стройным и внятным произведением.
Сюжет: Платон (Павел Воля) «продает любовь». Обеспеченные мужчины знают, к кому обратиться, когда нужна девушка для выхода в свет, интимного вечера, вечеринки. У Платона есть принцип: «Все продаются. Если кто не хочет продаваться — он не соблазнится ничем». Окружающие Платона люди продаются, иных он не знает. Пока не знакомится с хамоватой и свободолюбивой Любой.
Защищал фильм сам режиссер, Вартан Акопян:
«Смысл фильма очевиден: он про любовь, про то, как люди покупаются и продаются. Но тебе важно знать, какой ты сам, продаешься ли? Ведь однажды ты можешь не увидеть свое, родное, и потеряешь то, что тебе дорого, и себя. Вспоминаю своих педагогов во ВГИКе, которые учили рассказывать историю одним предложением, и „Платон“ — история про человека, который жил своей жизнью, продавал девушек, и однажды встретил девушку, которая его обаяла. Платон был готов отдать всё за любовь, он от всего отказался и исчез».
Картина «Платон» со вкусом и дотошно иллюстрировала гламур. Автор обозначил эпоху, показав ее не отстраненно, а плотски: клубы, машины, одежда, разговоры. Мир, куда стремятся миллионы. Галактика красоты, успеха и денег. Тридевятое царство. Все, что потребляемо, входит в этот монолитный, манящий и удобный мир. Платон в нем типичный представитель, он необходим и товару, и купцам. Влюбившись в Любу, не сумев завоевать ее, он уходит из этого мира, исчезнув. Исчезнув навсегда. Финальный титр шансов герою не дает. А «Платон 2» режиссер Акопян снимать не собирается.
Получается, обозначив мир гламура, как единственное пространство свободы, автор говорит: «Жизнь только там, где ты продаешься»? Нет, автор говорит:
«Когда он ушел, и его после Лондона никто не видел, мне было важно это показать, он не был отрицательным героем, он говорил: я против насилия, если человек не хочет продаваться. Платон стал человеком в конце».
Мы спросили: «Он что, умер?»
Вартан Акопян (далее — В. А.): «Это на ваше усмотрение. Главное, что он исчез, как коммерсант».
Мы: «И снова любовь нечаянно нагрянет. Что получается: если ты подцепишь любовь, как вирус, твой пластиковый мир рухнет? Платон исчез непонятно куда, потому что нет образца поведения, и другая жизнь никак не показана. А как быть дальше? В сухом остатке: все продаются и покупаются, но будьте осторожны: однажды ваши продажи пойдут псу под хвост, если не дай б-г вы влюбитесь?!».
В. А.: «В самом начале сценарий был на трех страницах. Спустя годы я встретился с человеком, который, как и Платон, зарабатывает себе на жизнь тем, что сдает девушек. И то, что видел я, это куда более жестоко. Я смягчил этот момент купли-продажи, и Платон, он человечнее, чем его прототип. Когда я был рядом с тем человеком, я был абсолютно убежден, что он не способен влюбиться».
Мы: «А в чем человечность Платона?»
В. А.: «Человечность была только в одном: когда он сказал „Я люблю Любу“. Мой фильм — это послание не тем, кто находится в мире гламура. Я сам готов терять деньги ради любви. Я хочу показать – куда не стоит идти».
Мы: «Получается, шансов на то, что такой, как Платон начнет что-то чувствовать, нет, и ваш фильм – это сказка?».
В. А.: «Да, я считаю это сказкой. Мне кажется, я не восхваляю гламур, но и памятник могильный я ему поставить не могу. Я не терплю гламур и, кажется, лишь вскользь обозначил его. Я хотел дать надежду. Что есть вещи, ценные в веках. После премьеры я слушал мнения молодых людей, и порадовало, что они не только прикольнулись, а стали задумываться о чем-то. Что касается реакции на главного героя, то людям до 25 лет было жалко Платона, они переживали за него, а старшие говорили: сволочь, так ему и надо! Надеюсь, когда молодым исполнится лет 30, они немного иначе будут смотреть на Платона, не отринут со злобой, а призадумаются над его судьбой».
Также во время разговора мы выяснили, что на роль Платона были претенденты, но именно Воля совсем не играл, это была полностью его роль, он ее примерил, словно костюм. Безусловно, Воля знает гламурный мир, он — его часть, и презрительную мину может состроить без каких-либо напрягов, ровно как и фразу с наездом. В фильме несколько сюжетных ответвлений, жаль, что не все они отработаны, но обиднее всего то, что благие намерения режиссера показать, как любовь может изменить человека, а также посыл о самоопределении не улавливаются. Все эти предпосылки размыты и нет ясных ответов; большинству зрителей понадобятся разъяснения: куда исчез Платон?
Обозначив мир гламура, как единственный, что может подарить свободу, режиссер отрицает возможность жизни в других пространствах. Так получается в остатке. А любовь… достоин ли ее человек, который использует чувства Любы для того, чтобы отправить ее в постель к богатому клиенту? То, что она стала принадлежностью к гламуру, не Платона ли вина? И не смерть ли ждала его после титров?
В любом случае, мы в «двадцатку» отрицательные смыслы не берем. И, хотя мнения соратников разошлись (6 против 5), фильм не взяли. Можно сколько угодно показывать нежить, надеясь, что зритель поймет правильно. Но важно показать и жизнь. А так — некоторые воспримут за руководства к действию, а многие уверятся, что жизнь — это где-то далеко. В Москве и Лондоне.