Общество мертвых поэтов, режиссер Питер Уир, 1989 год
Во-первых, мы решили сделать одну «двадцатку» из фильмов, что были просмотрены, обсуждены и отмечены нашей командой. Единый список для «детей» и «взрослых» для продвижения в понимании друг друга, а также механизмов, которые могут помочь выжить в 21 веке. Чтобы получилось ровно двадцать картин, нам необходимо обозначить еще две (что делать с перфекционизмом?). А дальше? Мы придумаем.
Во-вторых, в воскресенье, 28 декабря, наше собрание посетит режиссер Вартан Акопян, автор ленты «Платон», что недавно прошла на экранах страны. Это, безусловно, серьезный вызов: говорить о смыслах фильма с режиссером, но более занятный, смею сказать. Посмотрим, как пойдет разговор.
Теперь о восемнадцатом фильме, вошедшем в «двадцатку». Питер Уир, австралийский режиссер, постановщик будоражащего «Шоу Трумана», помпезного «Хозяина морей» и социальной мелодрамы «Зеленая карта», поставил в 1989 году драму о поиске себя в мире и отличии воспитания от обучения. У фильма несколько наград, но из лестных — лишь золотой болванчик за сценарий. Хотя… фильм монолитен: ни убавить, ни отнять, смотрится на одном дыхании и оставляет после титров ощущение свободы. Все поработали на славу и сложно кого-либо выделить.
Сюжет: в Академии Мелтона для мальчиков (США) начался очередной год обучения и появился новый учитель английского языка и литературы — Джон Китинг, выпускник Академии в прошлом. На первом же уроке он требует у класса выдрать из учебника статью анализа поэзии, затем просит учеников написать что-либо самим, а также рассказывает им о вреде конформизма. Заинтригованные стилем ведения уроков, группа учеников узнает, что раньше их учитель был членом «Общества мертвых поэтов».
В Академии Милтона свой устав, четыре главные ценности: Традиция, Честь, Дисциплина и Совершенство. Громкие, серьезные слова, ими во все времена украшались знамена, гербы, транспаранты. Под щитом этих слов жили и умирали идеи, люди; эти слова прикрывали любые человеческие деяния. И в Академии эти понятия были фундаментом машины, которая создавала идеальных граждан своей страны.
Родители этих граждан четко знали, что необходимо их детям и не упускали случая прямо говорить своим чадам, каких жертв стоило их образование. Учителя, подобные Китингу, всегда портили механизм таких машин своими методами. Ребенка надо научить пользоваться знаниями, а личностью он станет потом, и сам разберется — что к чему в мире. Увы, нет в мире предмета, который готовил бы личность к самостоятельным путешествиям, к умению выстоять во время бури и понять — кто есть я?
Видимо, то, чем мы являемся, дается нам с рождения с набором хромосом. Мы рождаемся сущностями и функциями. Если кто-то пытается навязать нам другую роль, мы по-своему реагируем на давление, но необходимо знать про себя — живой ты человек или неживой. Потому что, занимаясь мимикрией, можно начать шагать по аду еще при жизни.
В фильме Уира кристально чисто показан микрокосм с его проблемами пубертатного возраста, кипучестью творческой энергии, послушанием, противостоянием системы и одного человека. Если вас хотя бы раз выводили на обозрение всей школы, чтобы публично отчитать, вы знаете ощущение несправедливости. Если вы хоть раз закладывали своих друзей, вы уже знаете, чьей частью являетесь. Здесь важно не лгать себе. Переход из одного мира в другой, обсуждаемый нами после просмотра «Поезда на Юму», видимо, невозможен. В это можно поиграть, но выбор сделан при первом вдохе, наверное. И, как бы ни хотелось вам быть неким третьим представителем мира людей, боюсь, что это самообман. Все просто: кому-то царство комфорта, размеренная жизнь, все события по срокам; а кому-то гореть и манить огнем других, но без оглядки. Посмотрите обязательно! Многие вещи встают на свои места.