222 съемочных дня; от 4 до 6 камер, одновременно работавших на площадке; 120 километров пленки и около 6500 минут отснятого материала; 70 объектов; 4 000 планов; 20 000 дублей; 7 000 человек массовки; 3 000 костюмов и 400 комплектов украшений; 400 пар сшитой для фильма обуви; 450 килограммов грима; 13 особым образом сконструированных танков (из них 9 танков типа Т-64 и Т-60, 3 БТР и 1 новый БТР «Гром»); 300 стволов специально созданного «саракшского» огнестрельного оружия; рекордное количество пиротехники (суммарный пиротехнический заряд составляет 1,5 тонны в тротиловом эквиваленте). Это официальные данные фильма «Обитаемый остров». Что стоит за сухими цифрами, мы решили спросить у режиссера второй съемочной группы (или second unit, кому как больше нравится) Резо Гигинеишвилли.
О декорациях
Зацепил, в первую очередь, масштаб. Таких декораций я не видел нигде в современной истории отечественного кино. Удивило количество художников, занятых на картине. Это большой коллектив профессионалов (под руководством Кирилла Мурзина), где каждый работает как художник-постановщик. Не то чтобы меня это удивило, я и так знал об отношении режиссера-постановщика Федора Бондарчука к художественному решению картины. От его перфекционизма уставал даже я. Федор мог остановить съемку, потому что ему не нравились подтеки на стене, на фоне которой снимают главных героев. Но потом я видел результат, понимал, что это все было не зря. В картине огромное количество декораций. Что-то мы взорвали, что-то затопили, что-то сожгли, сломали… Но все по сценарию! Я уверен, зритель заметит, что была проведена колоссальная работа.
О съемках массовых сцен
Работа с артистами массовки – дело бесконечно трудное. Попробуйте организовать 350 человек. У нас же они не просто хаотично двигаются в кадре, а у каждого есть свое дело, своя задача. В съемках военных сцен участвовали солдаты, их, конечно, было легче дисциплинировать. Но с остальными жителями планеты Саракш – женщинами, детьми, стариками – пришлось поработать. Вот они увидели Серебрякова или Гармаша, подбежали, взяли автограф. Ни Алексей, ни Сергей никогда не отказывали им во внимании. Поэтому они останавливались, раздавали автографы, беседовали с поклонниками – на все это уходило много времени. В этих случаях мне приходилось выступать таким плохим парнем.
О взрывах и трюках
До картины «Обитаемый остров» все делалось так… по-нашему. Не могу сказать «по-советски», тогда я еще не работал; но вот с 90-х мало что изменилось. На «Острове» был принципиально иной подход. Во-первых, были приглашены канадские каскадеры, которые нас обучали. То есть в процессе работы мы повышали свою квалификацию. Все говорят, как хорошо поставлены драки в голливудских фильмах. Я объясню почему. Канадцы, например, приходили на площадку уже подготовленные, с заранее снятым роликом сцены драки. У них были стенды с раскадровками. И так во всем, все продумано до мелочей. Каждый трюк можно было повторить с маниакальной точностью несколько раз. Я удивлялся тому, как они мыслят, какая у них пластика, какая физподготовка. Часть трюков делали сами артисты, но у них, опять же, были хорошие учителя. Я рад, что есть люди, которые относятся к кинематографу не как к тусовке, а понимают, что это тяжелый труд. Мы до сих пор еще приходим в себя после съемок «Обитаемого острова».
Об операторских примочках и техническом оснащении
Я вам расскажу, какие силы были брошены на реализацию изображения. Никто не станет спорить с тем, что Максим Осадчий – гениальный оператор. Это такой человек, который пока не добьется стопроцентного результата, не отстанет ни от кого. Даже если режиссер доволен дублем, но там, например, свет как-то не так был выставлен, Максим будет переснимать. Лично для меня Максим – равно доверие. Я вижу, как он работает.
Все операторские примочки – это изобретения Сергея Астахова (еще один мастер операторского дела). Это и натянутый трос длиной до километра, чтобы снимать длинные проходы или большие панорамные проезды одним кадром. Или маленькие камеры, которые можно скинуть с высоты, и вы будете наблюдать картинку в свободном падении. Также мы специально заказывали комплект съемочной техники ARRI.
Непростая задача стояла и перед моим оператором — второй съемочной группы Петром Братерским. Ему нужно было снять все то же самое, только с другой группой, но чтобы результат соответствовал уровню материала отснятого Максимом. Уверен, никто не сможет заметить разницу в качестве изображения и определить, где снимала первая группа, а где вторая.
Саундтрек
Несколько дней назад я снимал клип для группы «Токио». Ребята уже не первый год работают с нами. «9 рота», «Жара», теперь «Обитаемый остров». «Токио» — наши верные друзья, всегда пишут удивительные саундтреки, которые потом становятся большими хитами. Что получилось на этот раз, посмотрим, послушаем.
О маленьких и больших праздниках
Новый год на съемочной площадке мы не застали. Потому что к работе приступили в начале года, а всего съемки длились около восьми месяцев. Зато отмечали все остальные праздники. В том числе дни рождения членов нашей совсем не маленькой группы. Например, на день рождения Тани Мамедовой, нашего художника по костюмам, я приготовил шашлык на 200 человек. Моя группа закончила снимать немного раньше, и мы поехали за продуктами, купили 80 килограммов мяса для шашлыка. Я все замариновал. Потом поставили мангалы… Представьте, море, закат, дым от костров, запах шашлыка и обязательно музыка. Кстати, музыкальным оформлением занимался наш художник по гриму, наш товарищ и брат Дима Кириллов. Все это происходило в Каче (поселок в Крыму), где жила наша основная съемочная группа. Там же мы проводили выходные: играли в футбол, волейбол. Мы очень уставали за шесть съемочных дней. Это невероятная физическая и психологическая нагрузка. И чтобы хорошо отдохнуть, выходные не должны быть случайными. Их тоже нужно планировать, работать над ними.