Я так и знал! Да, именно поэтому я не несу свой самый любимый фильм в Клуб: мне жутко, что при основательном разборе всех составляющих того, что в фильм заложено, произведение на поверку окажется пшиком. «Майкла Клейтона» не взяли, и это не повод посыпать голову пеплом, а повод призадуматься. Понимаю, почему некоторые участники Клуба не несут фильмы; им боязно, что они не смогут ЗАЩИТИТЬ, хотя на самом деле это проверка на ЗРЕНИЕ. Нет, не то зрение, помощи которому некоторым требуются очки. А умение УВИДЕТЬ. СМОТРЕТЬ-то мы все умеем.
В чем же дело, где загвоздка? Почему так получается, что ты видишь в фильме больше того, что там заложено или даже совсем не то, что говорит автор? Считаю, что это влияние эмоций. Почему российское кино ругают, считают неуклюжим и совсем молодым? По этой же причине, наверное. Оно еще не научилось играть на чувствах, авторам отечественных фильмов пока интереснее (в большинстве) выплескивать свои эмоции, чем манипулировать зрителем. Американское кино (мейнстрим) овладело этим в совершенстве, еще бы — они просчитывают успех, знают все педали, на которые надо нажимать, хоть и сами смеются иногда над своей пафосной музыкой, которая у них к месту и вкривь, однако важный ингредиент, за него оскаров дают!
Когда кино только началось, его делали сумасшедшие, авантюристы, выскочки, энтузиасты и изобретатели. Безбашенный народ, который создавал НОВОЕ. И о начинке особо не заботился. Шутка ли, целый сериал про овчарку, которая всегда спасет день! Вот когда кино споткнулось и заговорило, тогда уже пришлось думать о том, что внутри, что за кадром и что для себя может почерпнуть зритель. Американцам сильно помог закон, который разом отмел возможность показывать секс и все, что с ним связано. У кино появился язык иносказаний. Но это в американском, хотя и в Европе тоже были мастера шептать. Их творения и сейчас классика. Но что нам история? Теперь все ехидные ремарки и вторые смыслы старого кино видны, как на ладони. Что с новым-то кино происходит?
Ольга задумала «Киноантропологию» как средство коммуникации, а также как способ узнавать о новых, интересных фильмах. Она особо не распространялась, сколько замечательных лент увидела благодаря Клубу, но о примерном количестве догадываюсь. Так вот, просмотр с соратниками уже 34 лент явно доказал, что в основе своей мастерам кинематографа сказать нечего. Те, кто рубит деньги, делают спецэффекты и экшн. Те, кто самовыражается, создают подобия жизни. А где те, кто что-то говорит, причем не эфемерно, а по делу? И не с вечными «кто виноват» и «что делать», а «как действовать», «что ценить», «чего избегать» и «к чему стремиться»? С этим у кинематографа напряженка. Особенно после 2000 года. В этом случае хочется помянуть добрым словом кризис. Может быть, он добавит немного мозга индустрии. Хотя, идеи и смыслы всегда несут одиночки.
Я киноман со стажем, хе-хе, но и сейчас путаюсь в обилии просмотренного материала. Спустя год работы Клуба изменился мой способ потребления кино, мне недостаточно убийства времени и развлекухи, мне нужна подпитка и подтверждение того, что для меня важно. И даже в своем стремлении попадаю в яму. Бесконечно могу наслаждаться эстетикой Гринуэя, юмором Аллена, человечностью Китано и провокациями Триера. Но почему это чаще всего красные флажки, ограничивающие продвижение? Я смотрю на кино, как на искусство обмана. Это тем более справедливо, когда знаешь, что идея часто уничтожается в процессе съемок, потому что ее сложно спрятать под ковром.
Вот посыл — можно, и в мультфильме для семейного просмотра без всякого 25-го кадра идет програмирование: успокойтесь, у вас все хорошо. Или в каком-нибудь триллере: это далеко от вас, спите спокойно. Увидеть эти подводные камни позволяет другой угол зрения на кинопродукт. Да, это работа. И над собой в том числе. Да, надо включать мозг. Но, кто не смеет, тот и не имеет. Получается, что кино — это зеркало? Гибкое зеркало, отражающее тебя и твои эмоции? Наверное, нет, иначе мы все, стадом, ломанулись бы на какую-нибудь дрянь, чтобы ощутить ликование. Нет, кино для многих — ключ к другим мирам, способ забытья. И поверьте, в скором времени оно станет еще более красочным и бестолковым! В основе своей.
И потому верю, что наша работа в Клубе так важна сейчас — находить точки соприкосновения культур. Ни одна идея на данный момент не сподвигнет на единодушное согласие. Но смыслы могут придать усилия к поиску понимания. Понимания хотя бы себя самого. Чтобы не дремать блаженно в кресле, внимая пению и танцам, а видеть схемы, в которые могут положить и тебя вместе с твоей уютной жизнью. Видеть себя в мире и возможные пути. Узнать других, их устремления и что-то почерпнуть. Кино, по сути, та же нежить. Но, если не подвергать себя гипнозу, в нем можно найти поручни. А не ждать, когда мимо «порога пронесут труп твоего врага». Учись видеть, а эмоции расходуй в реальной жизни.