Юрий Норштейн рассказал о том, что произошло с отечественной мультипликацией за последние годы, о детском кино, особенностях детского познания и гибели Союзмультфильма.
Если государство ставит целью иметь в будущем просвещенное общество, оно должно заботиться о нынешнем самом младшем поколении, потому что свобода без просвещения становится своеволием. Срок от рождения до пяти лет Л.Н.Толстой называл «страшным расстоянием». Но никто – ни кинематограф, ни издатель – не обременяют себя эстетическими проблемами. Действует та самая свобода без просвещения. Достаточно оглядеть книжные прилавки детской литературы, где, за редчайшим исключением, полная эстетическая катастрофа. Саннадзор строго контролирует наличие пестицидов в продуктах. Но эстетика – тот же продукт, только более опасный, если заражен пестицидами пошлости. Отравление подобным продуктом имеет необратимые последствия на всю долгую жизнь.
К слову об общем эстетическом фоне. В Японии открылся Музей анимации. Очередь расписана на много месяцев вперед. Музей щебечет детьми с утра до вечера. А у нас закрылся Музей кино. На встрече с одним очень значительным лицом я высказался на эту тему. Ответ был достойный: «Ну что вы, Юрий Борисович, мы же не такая богатая страна, как Япония».
Без комментариев.
Это и есть выражение наших культурных притязаний. Очень много слов о патриотическом воспитании, но исключительно в наклонении «мы самые-самые, и шоб нас боялись!» А чтобы быть патриотом, надо знать не только происходившее «в дыму столетий», но и воспитывать сострадание, нужно знать, как растет трава, как поют птицы, как белка прыгает с ветки на ветку, и как садится на воду утка. Патриотизм – это, прежде всего, превосходство над самим собой, но не над другими людьми или народами.
Статья целиком в Аниматографе.