Классификация триллеров и фильмов ужасов по источникам «жути»
Фильм ужасов – жанр многогранный и неоднозначный. Одни любят этот жанр целиком и полностью, другие не любят вообще, а большинство смотрит только сравнительно небольшую часть «жутиков», интересуясь какими-то конкретными видами «страшного» кино. Такими разделами хоррора могут быть, например, фильмы о вампирах или же, допустим, слэшеры о серийных маньяках.
На сайте уже есть один из вариантов классификации «ужастиков» по тематическим подгруппам, представленный Леной — «Жутики играют на нервах».
Я же в данном блоге хочу продолжить данную тему и представить собственную классификацию триллеров и фильмов ужасов по различным вариациям Зла и Страха, призванных вызывать нервную дрожь у зрителя.
Представляю вам свою двадцатку леденящих кровь обличий кинематографического ужаса.
1. Животные-убийцы
Главный отрицательный персонаж таких фильмов – дикие (иногда – домашние) животные, в одиночку или группой нападающие на людей, как правило – с целью утоления голода.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Челюсти» Стивена Спилберга.
«Птицы» Альфреда Хичкока.
2. Животные – мутанты – убийцы
Отличие от пункта №1 в том, что здесь обычные изначально животные в результате каких-нибудь фантастических явлений приобрели дополнительные сверхъестественные способности или же, например, увеличились до невероятных размеров.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Атака пауков» Эллори Элкейэма.
«Глубокое синее море» Ренни Харлина.
3. Маньяк – зомби – убийца
Характерная особенность в том, что серийный убийца, кромсающий невинных жертв, – мертвец, вернувшийся с того света.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Пятница 13-е – часть 2» Стива Майнера и все последующие части киносериала.
«Хэллоуин 2» Рика Розенталя и также все последующие серии.
4. Маньяк – человек – убийца
Здесь кровавый душегуб – «простой смертный» по сути своей.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Попутчик» Роберта Хэрмона.
«Психоз» Альфреда Хичкока.
5. Мстительные призраки
В данном виде «жутика» главный враг спокойной жизни – это неуспокоившийся призрак убиенного человека, жестоко мстящий виновным в своей смерти или же вообще убивающий всех без разбору. Особенно преуспели в этой тематике восточные кинематографисты.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Звонок» Хидео Наката
«Проклятие» Такаси Симицу.
6. Привидения в доме
Этот пункт напрямую перекликается с предыдущем, но я все же его ставлю отдельным вариантом фильма ужасов, в котором призраки обитают в конкретном доме, как правило, не покидают его пределов и нападают на незваных гостей.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Призрак дома на холме» Яна де Бонта.
«13 призраков» Стива Бека.
7. Плотоядные зомби
Суть: либо мертвецы встают из могил вследствие необъяснимых явлений и пожирают живых, либо живые люди вследствие заражения каким-нибудь вирусом, превращаются в мутантов-каннибалов. Также характерная черта – вследствие укусам мертвеца, нормальный человек превращается в такого же монстра.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро.
«Обитель зла» Пола Андерсона.
8. Вампиры
Классические персонажи жанра «хоррор» — кровопийцы, ожившие покойники, охотящиеся на людей.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы.
«Интервью с вампиром» Нила Джордана.
9. Оборотни
Также легендарные и старейшие представители «ужасного» жанра – полулюди-полуживотные (как правило – волки, но могут быть и другие звери), периодически меняющие свое обличие, как правило – в зависимости от фазы Луны, и охотящиеся на бедных-несчастных «простых смертных».
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Волк» Майка Николса.
«Люди-кошки» Пола Шредера.
10. Дьявол и его свита
Противник Добра здесь сам Сатана, как правило – в человеческом обличии.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Сердце Ангела» Алана Паркера.
«Адвокат дьявола» Тейлора Хэкфорда.
11. Вселившийся в человека демон
В основе сюжета данных «страшилок» — экзорцизм — обряд изгнания демона, вселившегося в тело человека.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина.
«Шесть демонов Эмили Роуз» Скотта Дерриксона.
12. Демон в машине
Один из вариантов развития классического предыдущего пункта: а что, если демон вселится в какое-нибудь механическое устройство?
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Кристина» Джона Карпентера.
«Давилка» Тоуба Хупера.
13. Злобные инопланетяне
Суть ясна уже из названия вида. Стоит добавить, что враждебные пришельцы в фильмах ужасов тоже зачастую принимают людское обличие, либо имитируя человека, либо вселяясь в него.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Нечто» Джона Карпентера.
«Вторжение» Оливера Хиршбигеля.
14. Киборги
Здесь речь идет не о многочисленных фантастических боевиках о человекообразных роботах, таких как «Терминатор», а именно о нечасто встречающемся, но все же существующем виде «ужастика», когда главный враг человека – особо зверский киборг, с невероятной жестокостью убивающий людей.
Характерный пример:
«Ротвейлер» Брайана Юзны.
15. Колдуны
Люди или полудемоны-полулюди, владеющие черной магией, и вершащие свои темные дела с ее помощью.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Чернокнижник» Стива Майнера.
«Несущая смерть» Джереми Хафта.
16. Мутанты – убийцы
Этакий подраздел маньяков, выделенный отдельно из-за того, что убийца в нем – изначально жертва научного эксперимента или воздействия химических веществ, превративших его в уродливое чудовище. Причем в основе фильма может лежать как процесс постепенного превращения человека в мутанта, так и уже последовавшая резня данным индивидуумом нормальных людей.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Муха» Дэвида Кроненберга.
«У холмов есть глаза» Александра Ажа.
17. Опасная виртуальная реальность
Вариант «страшилки», когда причиной Действующего Зла становится компьютерная или телевизионная псевдореальность.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Газонокосильщик» Бретта Леонарда.
«Видеодром» Дэвида Кроненберга.
18. Садисты
Вновь подраздел «маньяков», отличающийся тем, что в нем изуверы не любят сразу убить жертву, а сначала хотят вдоволь помучить ее, получают удовольствие от пыток.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Пила» Джеймса Вана.
«Хостел» Эли Рота.
19. Фантастические монстры
Здесь враги человечества – это невероятные порождения природы, пришельцы параллельных миров или же побочные продукты научных экспериментов, крайне враждебно настроенные к людям.
Одни из наиболее ярких и известных образцов:
«Мгла» Фрэнка Дарабонта.
«Монстро» Мэтта Ривза.
20. Демоны
Еще один отдельный подраздел о демонах, ни в кого и ни во что не вселившихся, а просто пришедших в наш мир в своем отвратительном обличии.
Характерный пример:
«Демоны» Ламберто Бава.
Конечно, это далеко не полный список вариаций монстров и порождений Зла, используемых в фильмах ужасов, но, но мой взгляд, наиболее распространенных.
Думаю, по прочтению этого блога, у уважаемых сообщников будет что добавить к моему реестру. Каких еще чудовищ вы знаете, для которых стоило бы выделить отдельную строку?