Кирилл Мурзин — концепт-дизайнер и главный художник фильма «Обитаемый остров». Именно он придумал «вогнутый мир» Саракша: здания, костюмы героев, машины, даже еду. До «Обитаемого острова» Мурзин работал над фильмами «Сталин», «Одиночество крови», «Антикиллер», «Жесть» и «Параграф 78»; занимался фотографией и дизайном, «малотиражной» модой; рисовал комиксы и много путешествовал.
«Мы взяли наш современный мир, как это сделали Стругацкие, и интерпретировали его как некий „Саракш“. Нужно было показать тоталитарное государство — мы перенесли в картину большую часть из того, что нам известно о структуре таких государств. Но горы в Саракше похожи на настоящие, пустыни — на пустыни, лес — на лес, люди — на нас. Машины на колесах, люди едят вилками, военные носят шинели, сражаются в касках, стреляют из оружия. Нам нужно было передать чувства, идею, а не отвлекать зрителя на необъяснимые для него вещи и не тратить драгоценные минуты на их объяснение. У Стругацких роман о власти, любви, юности, борьбе, мечте и т. д. Обо всем этом мы и рассказываем в кино — с помощью понятных образов».
Кирилл Мурзин
«Плавучая тюрьма. В романе ее нет. Мы взяли плавучий док — это такая специальная штука, которую используют для ремонта судов, — и построили на нем стены, камеры, вышки, откидной мост. Это тюрьма на воде — чтобы сложнее было бежать. У одного из надзирателей на рукаве эмблема тюрьмы. Мы перенесли ее на огромные флаги размером 20 на 10 метров».
Кирилл Мурзин
«Красная комната — это помещение в правительственном дворце, где происходит совещание, которое должно увенчаться казнью предателя. В этой комнате „неизвестные отцы“ собираются только для вынесения приговора. В фильме здесь убивают человека, который слишком много говорил. Комната сделана из дерева, обита красным шелком и поролоном. Стены раздвигаются автоматически: их меняют после того, как забрызгают кровью. Здесь есть аллегория некой „злой“ Тайной вечери, которую мы представляем себе по многочисленным картинам на этот евангельский сюжет».
Кирилл Мурзин
«Это танковое сражение. На эскизе — минуты перед началом атаки. Знамена, ветераны со шрамами, каски покоцанные… Мы снимали настоящие танки — их изготовили на Харьковском танковом заводе по нашим эскизам. Они и стреляют, и плавают — чего только они не делают! Естественно, после съемок они вернулись на завод, потом в армию и, вполне возможно, некоторое время спустя стреляли по Цхинвалу: это же украинские танки!»
Кирилл Мурзин
«Во дворе дома Рады происходит драка Максима — главного героя — с бандой Крысолова. На эскизе показано, где нужно доски прибить, где сетку натянуть. А на фотографии изображены костюмы банды Крысолова. Это элитарные бандиты — не какие-нибудь уличные попрошайки, а модники, щеголи.
Кирилл Мурзин
»Автопоезд — это популярный вид транспорта в Саракше. Чтобы выбраться из какой-нибудь далекой губернии, необходимо сесть на автопоезд и ехать день, два, три. На фотографии поезд толкают рабочие, а в фильме это делал огромный тягач, созданный по эскизам к МАЗ-157. Сверху он весь был заварен броней и выглядел красавцем. Это реальная штука на шести колесах, которая была сделана в годы холодной войны (как раз примерно о ней и снимался фильм) и таскала баллистические ракеты «земля-воздух»«.
Кирилл Мурзин
»Камера допросов — это фактически пыточная. На фотографии в кресле сидит Анна Михалкова, которая играет революционерку. Допрашиваемого поднимают над полом, чтобы он чувствовал себя как на эшафоте. То, что светит ему в лицо, — это одновременно и видеокамера, и лампа, и микрофон, и датчики, которые показывают, как себя чувствует заключенный. Комната обшита нержавейкой, чтобы ее легко можно было помыть шлангом — в случае если кого-то разорвет в клочья. Прически военных — намек на военные стрижки в фашистском государстве«.
Ну а то, что получилось из этих эскизов, можно будет увидеть в январе 2009. :)